Дата: Вівторок, 23.04.2013, 14:40 | Сообщение # 16
Ведающая
Группа: Фея сайта
Сообщений: 4924
Статус: офлайн
Когда в следующий раз Вы захотите, чтобы ребёнок Вас точно услышал, вник в Вашу просьбу и сделал то, о чём Вы его просите, поступите следующим образом:
1) оторвитесь от своих дел, не говорите "мимоходом" 2) подойдите к нему, чтобы Ваши глаза были на одном уровне (для этого можно присесть на корточки, сесть на пол, на диван, на стул рядом) 3) тихонько дотроньтесь до его плеча, предплечья, либо возьмите за руку либо нежно погладьте по голове. 4) скажите: "Я тебя очень люблю" 5) скажите: "Я тебя очень прошу..." или "Мне было бы приятно, если бы ты" или "Ты мне очень поможешь, если..." или "У меня к тебе очень большая просьба" или "Давай мы с тобой так договоримся..." 6) предложите сделать вместе или начать делать вместе то, что просите
Эффект будет значительно лучше, если Вы находитесь рядом и у Вас дружественный настрой. Дети чаще всего очень вовлечены в то, что делают, и им трудно переключить внимание на что-то ещё, оторваться от интересного. А когда Вы подходите таким образом, им становится намного проще, и они точно Вас услышат. Кроме того, такая близкая дистанция помогает Вам избежать раздражения и злости.
Дата: Вівторок, 23.04.2013, 18:34 | Сообщение # 17
Мудрец
Группа: V.I.P
Сообщений: 731
Статус: офлайн
Фразы с двойным смыслом: как их слышит ребенок
Общаясь с детьми, мы не особо задумываемся, как они воспринимают обращенные к ним слова и фразы. Трудно представить, но наши слова и мысли обладают магической силой. Всего одна фраза может лишить жизнь смысла, убить надежду, а может придать уверенности, рассмешить, утешить, помочь обрести веру и любовь.
Мы говорим... -Осторожно - упадешь! -Не трогай собаку - укусит! Ребенок слышит... -Мир опасен, лучше вообще ничего не делать. Скажите иначе... -Позаботься о себе, береги себя. Будь внимательным.
Мы говорим... -Давай быстрее! Поторопись! Замолчи! Стой! Отвечай! Ребенок слышит... -Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих. Скажите иначе... -У меня 10 минут. Сколько тебе нужно времени? (Попробуйте договориться).
Мы говорим... -Не хнычь! Не ори! Не смейся! Не плачь! Ребенок слышит... -Не выражай своих эмоций. Скажите иначе... -Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался. (Постарайтесь понять чувства ребенка).
Мы говорим... -Ну, сколько можно повторять (объяснять)! Ребенок слышит... -Ты глупый, ты неудачник. Скажите иначе... -Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь.
Мы говорим... -Мальчики не должны бояться (плакать). Девочка должна быть послушной. Ребенок слышит... -Мужчина не имеет права на чувства. Женщина - всегда жертва. Скажите иначе... -Ты расстроился. Ты рассердилась. Ты имеешь право это пережить.
Мы говорим... -Как тебе не стыдно! Ребенок слышит... -Ты плохой, с тобой что-то не в порядке. Скажите иначе... -Все мы ошибаемся. Ошибка - это шаг вперед к умению и знанию.
Мы говорим... -Посмотри как хорошо он/она/ делает, а ты? Ребенок слышит... -Ты хуже других. Скажите иначе... -Я люблю тебя таким, какой ты есть.
"А нужно ли, чтобы ребенок всё время слушался, не будем ли мы подавлять его личность?" Хороший вопрос! А вот и ответ на него: Если Ваш ребёнок всё время Вас слушается, с ним точно что-то не так Это однозначно не то, к чему нужно стремиться. Но! Если Вам трудно большую часть времени договориться с ребёнком и он постоянно с Вами спорит и сопротивляется, то что-то точно "не так" с Вашим подходом к ребёнку и методами, которые Вы используете! Екатерина Буслова детский и семейный психолог
Дата: Понеділок, 20.05.2013, 12:28 | Сообщение # 19
Ведающая
Группа: Фея сайта
Сообщений: 4924
Статус: офлайн
Учите своих детей, что для того, чтобы быть счастливыми В жизни не надо иметь ничего дополнительно: Ни человека, ни места, ни какой-то вещи, Что настоящее счастье находиться внутри них самих.
Учите их, что они самодостаточны.
Учите своих детей, что поражение это только вымысел, Что каждая попытка это успех, И что каждое достижение приводит к победе, И что первая победа не менее почетна, чем последняя.
Учите своих детей, что они все соединены со всей жизнью, Что они – Одно со всеми людьми, И что они никогда не разделены с Богом.
Учите своих детей, что они живут в мире Невероятного изобилия, Что всего в этом мире достаточно для всех, И все это равно на всех, А не находится в накоплении большинства, Которое это же большинство и получает.
Учите своих детей, что чего бы они ни захотели в своей жизни Не есть недостойно или невыполнимо. Что им не надо соревноваться с другими из-за чего-то, И что Божье благословение для всех.
Учите своих детей, что их никогда не будут осуждать, Что им не надо беспокоиться, чтобы всегда быть правыми. Что им не надо быть лучше Чтобы выглядеть прекрасными в глазах Бога.
Учите своих детей, что последствие и наказание Не одно и то же. Что смерти нет в мире, И что Бог никогда никого не осуждает.
Учите своих детей, что для любви нет условий, И что им не надо беспокоиться, И что их собственная любовь, подаренная безусловно, Самый большой подарок, какой они только могут дать миру.
Учите ваших детей, что быть особенным Не значит быть лучше, Что показывать превосходство перед другими Не значит, что люди смогут увидеть, кем эти люди являются на самом деле. И что самое большое исцеление в знании: «мой способ не значит лучше, мой способ – просто другой».
Учите ваших детей, что нет ничего, Что бы они не смогли сделать в жизни. Что иллюзия незнания о Вселенских законах искореняется с планеты Земля. И что единственное, что необходимо вернуть всем людям на планете Это напоминание о том, кто они есть на самом деле.
Учите этому своих детей не через слова, Но через свои действия. Не через дискуссии, А через демонстрирование.
И то, что вы будете делать, ваши дети будут отражать И как вы живете сейчас – они будут жить.
Учите их этому, и вы научите их великому. И помните…
Утро. Бужу сына: «Вставай, голубчик! Господи, благослови. День хороший, надо много успеть!»
Думаю про себя: «Какой маленький, тёпленький, любименький». Тут же кричу: «Куда пошёл босиком?! Простынешь! Кто босиком бегает, того потом в больнице лечат!»
А сама думаю: «Пяточки какие крошечные, розовенькие, так бы и расцеловала!»
Сидит за столом, завтракает. Любуюсь и думаю: «Уже сам кушает. Да как внимательно, аккуратно! Птенчик мой, умничка». А вслух его подгоняю: «Давай, ешь поскорее, а то гулять не успеем. Тарелку поближе подвинь, а то обляпаешься!»
Одевается на прогулку. Гляжу и думаю: «Ну вот, уже и сам одевается. Хороший мой, любимый. Ах ты, солнышко моё, ботиночки неправильно надел».
Говорю ему строгим голосом: «Ты как обулся? Запомнить, что ли, не можешь, на какую ногу какой башмак?»
Гуляем. Смотрю на него и радуюсь. Ходит-бродит, сугроб лопаткой ковыряет. Не орёт, не скандалит, сам собой занят.
Вдруг девочка к нему подбегает и начинает лопатку отбирать, при этом громко и заливисто вопит. Мой лопатку крепко держит, не отдаёт. Подбегаю, хватаюсь за лопатку: «Отдай, отдай, видишь, как девочка плачет!»
Он, насупившись, отходит в сторону и садится на чужие санки. Тут же поднимаю его: «Нельзя на чужих саночках сидеть, у нас свои дома есть».
Сын, сделав два шага в сторону, поднимает большую палку и разглядывает её. Подлетаю к нему и выхватываю палку: «Ты что?! Нельзя палку брать! Она грязная! И вообще палкой можно в глаз попасть!»
Оставшись без лопатки, без санок и без палки, сынок мой начинает горько плакать. Думаю про себя: «Устал, деточка, нагулялся...» Говорю ему строго: «Рот закрой! Быстро домой! Кушать и спать!»
Кое-как поев, лежит в кровати в одних трусиках, не накрываясь одеялом. Смотрю на него и думаю: «Радость ты моя, сыночек ты мой миленький! Ножки папины, а глазки и носик мои». И тут же ему: «А ну, накройся! Замёрзнешь, заболеешь и в больницу отвезут, уколы делать!»
Нехотя он накрывается. А я не унимаюсь: «А на горшок сходил?» Слезает с кровати. Шлёп-шлёп, босыми ножками. А я ему вслед: «Куда босиком?! Замёрзнешь, заболеешь!..»
Наконец он в постели. И после нескольких напоминаний типа «Закрой глаза! Кому говорю!» — он дремлет. А я стою, любуюсь и думаю: «Родной ты мой, любимый! Сокровище моё бесценное! Если бы ты умел читать мысли, ты бы знал, как мама тебя любит. И если я не начну говорить тебе об этом, то сам ты никогда не догадаешься!..»
Дата: Вівторок, 02.07.2013, 12:29 | Сообщение # 21
Ведающая
Группа: Фея сайта
Сообщений: 4924
Статус: офлайн
Как мы обижаем своих детей?
Один психолог сказал: «При каждой возможности – берите своего ребёнка за руку! Пройдёт совсем немного времени, и он вовсе перестанет протягивать вам свою ладошку!». Всё, что мы делаем в жизни наших детей, возвращается сторицей. Если ребёнок растёт в доверии – он тоже учится доверять другим, если малыша любят и поддерживают, он сам становится внимательным и заботливым. Но есть страшные ошибки, которые взрослые совершают под воздействием гнева или равнодушия, не подумав, чем это может обернуться в маленькой детской душе…
Мы очень сильно обижаем наших детей, когда:
1.Не понимаем. Лет в 13 я влюбилась. Женька был отличником – самодовольным и ехидным. Но мне казалось, что он – идеал. Однако идеал вовсе не обращал на меня никакого внимания, и я плакала. А мама, пытаясь меня утешить, несла полную чушь: «Да ты что! Это так несерьёзно. Через годик всё пройдёт!» А мне вовсе не хотелось, чтобы моё состояние влюблённости проходило. Потом я увидела эту же картинку в фильме «Вам и не снилось»: – Мама, я люблю Катю! – Ой, не смеши. Таких Кать у тебя будет миллион!.. – И почему вы, родители, всё заранее за нас знаете? 2. Не поддерживаем. Маленький Карузо прибежал из школы в слезах: «Мама! Учитель пения сказал, что у меня голос – как будто ветер в трубе завывает!». «Ну, что ты, сынок! Не слушай никого. Ты поёшь как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!» Страшно подумать, что мир мог бы никогда не услышать великого тенора, если бы не эта мудрая женщина. Постоянно говорите своим детям: «Ты можешь! Ты с этим справишься!» – это очень окрыляет. 3. Сравниваем с другими детьми.«Посмотри, какая Анечка – чистенькая и аккуратная. Не то, что ты – поросёнок!» Кажется, знакомо? Одного не могу понять: чего хотят добиться мамаши, произнося эти слова? Кроме ненависти к Анечке, здесь трудно вызвать иные эмоции… 4. Насмехаемся. Мы с маленькой сестрёнкой зашли с магазин. Сестре было 3 года, её лицо было раскрашено пятнами зелёнки: подхватила ветрянку. Продавщицы, которым было нечем себя занять, развернулись в нашу сторону и захихикали: «Ой, какая красавица к нам пришла! Вы только посмотрите!» Мне в голову пришла только одна мысль: где бы поблизости взять автомат и расстрелять их?..
5. Обижаем словами и поступками. В 8-м классе я считала себя вполне взрослой и самостоятельной девушкой. Однажды мы засиделись с папой над геометрией, которую мой мозг напрочь отказывался понимать. И тогда папа в сердцах шлёпнул меня... по попе! Было не столько больно, сколько невероятно обидно! Я долго с ним не разговаривала. А он не мог понять, что уж так сильно меня задело… 6. Кричим и выходим из себя. Помню в роддоме моя соседка, измученная хныканьем своего малыша, схватила его и начала трясти и орать: «Какого чёрта тебе ещё надо?» Никогда не забуду огромные, синие, полные ужаса глаза малыша, который не понимал, что происходит. Кажется, ей самой потом было очень стыдно… 7. Игнорируем!И, поверьте, это самое страшное. Японский учёный продемонстрировал всему миру опыт с растениями. Три одинаковых зернышка были посажены в три баночки. Каждое утро, проходя мимо первой банки, учёный здоровался с росточком и говорил ему ласковые слова. Перед второй банкой он кричал и обзывал растение обидными словами. Третий росток он просто игнорировал: не глядя, проходил мимо. Нетрудно догадаться, что произошло с ростками через месяц. Первый колосился сочным зелёным цветом во всю ширину подоконника. Второй совершенно высох. А третий – загнил! Дети тоже подобны зелёным росткам: родители с годами пожинают лишь то, что взрастили сами!
А теперь отведите взгляд от монитора и представьте вашего малыша. Вот он сжимает пухлые кулачки, смешно морщит нос и улыбается во всю ширину своего беззубого рта. И в ответ в вашей груди разворачивается что-то большое и нежное. Этот малыш любит вас безусловно: в любом настроении, с любыми подарками, просто потому, что вы – его мама или папа! И за одну эту улыбку вы отдадите всё на свете! Помните об этом как можно чаще и любите своих детей!
Мне очень часто приходит в голову этот вопрос. Наверное потому, что сама не всегда чувствовала любовь в детстве. Или может быть, потому что часто слышу от подруг и клиенток о том, что родители их не любили.
После обучения расстановкам я знаю точно – все родители любят своих детей. И теоретически, и практически – видела это много раз. Вопрос в том, почему дети этого не чувствуют?
Скорее всего, потому что любовь выражается не тем способом, которого жаждет ребенок. У Гари Чэпмена есть книга о пяти языках любви. Это знание применимо и ко взрослым, и к детям. И мне оно помогло понять своих малышей – как и супруга.
Суть в том, что у каждого человека есть свой основной язык любви. Как он понимает, что его любят. Языков всего пять:
- Слова (комплименты, слова поощрения) - Прикосновения - Помощь - Время (которое вы уделяете ему безраздельно и вместе что-то делаете) - Подарки
И мы, как и с мужьями, чаще всего ребенку даем то, что хотели бы получить сами. Например, подарки. Покупаем ему самые крутые игрушки. А он все рано недоволен.
А еще дети разные. То, что принимается на ура одним, второй проигнорирует.
И вот что я выяснила о своих детях. Мой старший – тактильный. Для счастья ему необходимо пять килограмм обнимашек и столько же почесушек. Сколько бы я не говорила ему, что он молодец, — пролетит мимо. А если один раз обнять – сразу поймет.
Отдельная песня у нас – это массаж. Особенно ушей. Вот такая особенность. Лежать и чесать ушки мы можем часами. И это, кстати, причина того, что у нас не было ревности, когда родился младший. Потому как все время его дневного сна – мы лежали в кровати и чесали Данила. Его это более чем устраивало.
Если он не в настроении, значит, плохо поглажен с утра. В идеале мы стараемся делать массаж ему и утром и перед сном. И днем полежать, почесать, опять же массаж ушек. И успокоить его можно точно так же – долгими объятиями с обязательными почесываниями по спинке.
Младший у нас другой. Совсем. Его язык - это время. Для него важна сопричастность. Если старшего чесать можно, например, читая книгу, то младшему нужно все мое внимание. Пусть всего на пятнадцать минут – но без никого и ничего.
Для него важнее любого массажа станет разыгрывание сценки из любимого мультфильма. Или если я посмотрю, как он показывает разных животных – и буду угадывать. Или если мы вместе – и это вместе очень важно – построим дом. Даже мультфильм лучше смотреть вдвоем – с комментариями.
Он тоже любит массаж и обнимашки – но совсем немного. Один раз обнялись – и хватит. Он любит новые игрушки, но спокойно может обойтись и без них. Если есть что-то другое, лучшее. Например, совместно вырытый туннель в песке.
Успокоить маленького чуть сложнее – его нужно очень внимательно выслушать. Иногда даже повторить то, что он говорит. Иногда развернуть его мысль, которая пока не может выразиться полностью словами. И только потом, когда он почувствует, что его услышали, — обнять. Ненадолго. Символически.
И сами они всегда проявляют свои чувства так же. Например, младший постоянно нас спрашивает (в три года!) всех: «А чего ты хочешь?», «А что тебе нравится?», «Будешь вот это?». Заботится, принося всем по конфетке или по яблоку. Тогда как старший при нахлынувших чувствах сразу бежит обнимать брата, маму, папу. Или просто завалится сверху всем телом и погладит.
Каким будет третий ребенок? Узнаем через пару лет, когда его пристрастия обозначатся явно.
Надо сказать, что я этого долго не понимала и не видела. Старалась давать детям то, что важно для меня. Например, теплые слова. А они почему-то совсем не реагируют. И муж тоже не реагирует.
Такая же ерунда с подарками, помощью. Они порадуются новой игрушке – и все равно каждый тут же заводит свою песню. Одного надо почесать, а другого – выслушать внимательно.
И если за день ребенок не получил того, что ему нужно, он становится капризным, устраивает истерики, не слушается. Прямо беда-беда. Раньше, пока я не понимала механизма, эта беда встречалась все чаще. Сейчас я стараюсь предупреждать такие ситуации. Перед выходом из дома понежить старшего, уделить время младшему. И только потом собираться и идти в магазин или на море. Особенно актуален такой подход, когда муж не с нами, а где-то по делам. Потому как вдвоем с капризами справиться более реально.
Каковы критерии того, что вы попали в яблочко?
1. Ребенок получает удовольствие, и это не скрыть. Счастливое лицо ребенка ни с чем не перепутать. Сияет от похвалы или в тот момент, когда вы помогаете ему делать что-то важное. 2. Он может наслаждаться этим очень долго. Вашими дифирамбами или подарками. Это всегда оказывается кстати. Никогда не откажется. 3. После того, как вы уделили ему время с нужным типом внимания, он насыщается и на какое-то время от вас отстает – идет заниматься своими делами. 4. Уменьшается число капризов, истерик, непонимания и других трудных мест. Вам становится проще договориться с ребенком. На его языке.
Самое интересное, что с мужем все то же самое. Пока не найдешь его язык, ключик к его сердцу, он будет недоволен. Не будет чувствовать, что его любят. Будет раздражаться без повода. И думать, что никто его не любит, просто используют.
Пока я пыталась учиться говорить мужу, какой он замечательный и хороший, он ждал массажа. И массажа много не бывает. Как оказалось, массаж вчера – это вчера. А сегодня – нужен еще массаж. Каждый день подтверждение любви. Каждый день нужны прикосновения, объятия, поглаживания. Тогда он превращается в мурчащего кота и готов на все.
А я столько лет делала все по-другому, не придавая большого значения всем этим почесываниям! И думала, что муж чувствует мою любовь.
Включите наблюдательность!
Посмотрите:
- От чего ваши дети или муж становятся счастливыми - Что из проявлений они могут принимать бесконечно - На что они вообще не реагируют и не обращают внимания - После чего они становятся удовлетворенными и спокойными - Как они сами проявляют к вам любовь (мы ведь даем другим то, что хотели бы получить сами)
А еще можно спросить: чего тебе хотелось бы от меня? Как ты понимаешь, что я тебя люблю? Такой вопрос можно даже детям задавать – они любят, когда их мнением интересуются.
И не менее полезно понять, а у вас-то какой зык любви? Чего вы на самом деле ждете от окружающих? Чего просит ваша душа, чтобы понимать, что она любима? И что вы сами даете другим, тем самым обозначая и свои потребности?
Понимать себя очень полезно. Без этого вы не сможете понять других, и будете видеть в них только себя и свои собственные потребности. Вам будет казаться, что они тоже сходят с ума от комплиментов и помощи. А они в это время будут скучать по прикосновениям. И думать, что вы к ним равнодушны…
Диалог возможен только тогда, когда мы понимаем друг друга. Когда говорим на одном языке. Даже если это смесь двух языков, но понятная для обоих.
Давайте будет полиглотами не только в иностранных языках, но и в языках любви – всегда полезно уметь вести диалог по-разному с разными собеседниками, мы никогда не знаем, какой человек появится в нашей жизни завтра.
Я не знаю как другие, но я считаю, что нужно воспитывать так, как подсказывает твое сердце и разум. Все детки разные и одно тоже может не подойти для каждого.
Сорокалетняя женщина рассказывала мне, как однажды в детстве ее строгая мама нарядила ее в новое платье и, отправляя гулять на улицу, строгим голосом сказала: «Придешь грязная — убью!» Она пошла во двор и сначала очень боялась сделать хоть одно неловкое движение, с ужасом представляя, что с платьем может что-то произойти. Но потом во двор вышли дети, началась игра.
Постепенно страх отпустил ее и она начала играть, как все дети. Но в процессе игры кто-то толкнул ее в нелепой детской схватке. Она споткнулась, упала, поднимаясь, наступила на край платья. Послышался треск ткани, и к своему ужасу она увидела свое платье — измазанное, с оторванной оборкой. Ощущение ужаса она запомнила на всю жизнь — она ведь была абсолютно уверена, что теперь мама ее убьет. Она начала плакать, и плакала так отчаянно, что другие мамы, находившиеся во дворе, собрались вокруг нее и наперебой начали успокаивать. Но ничего не помогало — потому что ребенок знал, что мама ее убьет.
Представь себе, какое потрясение испытала девочка, какой ужас она испытала по-настоящему, если взрослые люди, поняв, отчего она так плачет, даже не стали ее уговаривать, чтобы она успокоилась, а стали искать выход из ситуации. Ее привели домой к одной из женщин, где платье сняли, постирали, прогладили, чтобы высушить. Затем ее повели на соседнюю улицу, где находилось ателье мод. Там женщины объяснили ситуацию работникам ателье — и оторванную оборку пришили так, что и следа не осталось. И только после того, как девочка убедилась, что ничего не заметно, она успокоилась.
Я описала эту ситуацию, чтобы показать тебе — дети принимают все всерьез, они нам верят. Мы для них — значимые люди. Поэтому наше мнение, оценка, которым они верят, как безусловной правде о них, звучит для них иногда как приговор. Особенно если мы говорим им это часто, указывая им на какие-то их качества, умение или неумение. Они нам действительно верят. И считают наше мнение о них — конечным, как диагноз, который мы им ставим. Одна мама говорила мне печальным голосом, обреченно: — Стихи запоминает плохо. Памяти совсем нет!
И я в очередной раз удивилась — как легко и бездумно родители ставят свои диагнозы, обрекая ребенка именно на подтверждение этого диагноза. — Но оттого, что вы говорите это своему ребенку, он не станет лучше запоминать, — каждый раз приходилось мне говорить. — Наоборот, благодаря вам он уже знает, что он плохо запоминает, что памяти у него нет… Он принимает это как конечный вывод о нем…
Мы сами лишаем наших детей возможностей роста, раскрытия каких-то способностей, ставя такие «диагнозы». Я помню, как удивлялась каждый раз, видя рисунки внука, — долгое время он рисовал настоящие «каляки-маляки», какие рисуют малыши, а не дети его возраста. Его ровесники в детском саду рисовали уже развернутые картины, показывая даже перспективу, масштаб, отражая мимику лиц, — он же рисовал человечков по принципу — точка, точка, два кружочка, ротик, носик, огуречик… Я понимала — какие-то мозговые структуры еще не сформированы, поэтому он так примитивно и «неправильно» для его возраста рисует. И никто из нас, взрослых, не говорил — не умеешь ты рисовать… Прошло время, и как-то незаметно для всех нас — ребенок вдруг стал рисовать, стал передавать и перспективу, и масштаб, и выражения лиц. Просто — никто не поставил ему «окончательный» диагноз, лишив его перспективы уметь рисовать.
(Сколько раз, предлагая взрослым людям нарисовать что-то, нужное в процессе каких-то упражнений, я слышала: я не умею рисовать! — «Откуда ты это знаешь? — спрашивала я. — Кто тебе это сказал? Ты просто начни — и ты не сможешь не уметь! Не умеют только те, кто знает, что не умеет и уже не пробует…» И действительно, иногда в течение нескольких дней тренинга люди начинают уметь рисовать! Потому что просто отменяют «диагноз», поставленный им в детстве.)
Часто именно наши родительские «диагнозы» приводят к более тяжелым последствиям, чем умение или неумение что-то делать. Наши мнения и оценки иногда приводят детей к тревожности, к неверию в себя, к опусканию рук, к обреченности. Даже наше невинное казалось бы: «Ну и что ты натворил? Что ты сделал, я тебя спрашиваю!» сказанное трагичным голосом по поводу не такого уж значимого поступка ребенка, вызывает у него ощущение, что произошло что-то страшное. Иногда, опять же, даже не желая этого, мы вызываем в ребенке ощущение непоправимости случившегося, обреченности оттого, что он натворил то, что нельзя изменить!
И это может привести к настоящей трагедии (и такие случаи бывают!) — к самоубийству ребенка, когда он не может жить под грузом собственной вины и плохости, внушенной ему, пусть и неосознанно, не специально, такими вот карающими родителями. Мы как бы приговариваем ребенка к какому-то определенному поведению, сообщая ему о конечности своих выводов о нем и его поступках.
Я слышала рассказы многих взрослых людей о том, как «преследуют» их и во взрослой жизни такие вот «приговоры» родителей. Как мамино замечание, повторенное много раз в детстве: «Господи! Ну что это за наказание такое!» — долгие годы вызывало в человеке чувство вины, неуверенности в себе, даже боязнь строить серьезные отношения с партнером. Действительно — кому надо такое наказание! Зачем собой — таким — портить людям жизнь? Как мамино «пророчество»: «Ничего путного из тебя не получится!», сказанное за детские шалости и непослушание — преследовало человека всю жизнь.
И в ситуации любой неудачи, такой естественной для любого человека, проживающего свою жизнь, эти слова всплывали в голове как приговор — говорила же мама, ничего путного из меня не получится… Как «пророчество»: «По такому хулигану, как ты, тюрьма плачет!» — сбывалось в самом реальном смысле — рано или поздно человек попадал в тюрьму. (И сколько их, попавших в тюрьмы, в детстве были запрограммированы родителями, поставившими своим детям такой страшный «диагноз»!)
Осознавая наши пророческие, «творческие» способности, мы должны понять — ребенок не должен узнавать от нас о таких вот бесперспективных сценариях его жизни! Любить ребенка и значит - научить его в любой ситуации, при любом неуспехе или неудаче видеть перспективу, верить в себя, искать и находить выход из любой ситуации. Согласись, ты, как взрослый человек, живущий взрослой жизнью, знаешь, как это важно. Как важно не опускать руки в любой ситуации. Как важно верить в то, что все обязательно будет хорошо… Но для этого — нам нужно дать возможность ребенку увидеть выход, «неконечность» любого факта, поступка.
Помочь ему осознать, что все может измениться, что у него есть силы исправить ошибку, стать лучше, сильнее. Ведь мы, взрослые, знаем, что все меняется, что все «не конечно». Именно этим знанием нам и нужно поделиться. Об этом нам им нужно рассказать. И никто кроме нас не расскажет нашим детям, что у них есть возможность остаться хорошими даже после плохих поступков. Может быть, это одно из самых важных представлений, которые мы должны сформировать у наших детей, которые действительно поддержат их в жизни. За которые они будут нам по-настоящему благодарны. А для этого — нужно опять же, помочь ребенку осознать причину своих поступков — так легче будет понять, как изменить ситуацию, где найти выход. А для этого, опять же нам нужно иметь свой добрый взгляд на ребенка. Как на хорошего ребенка, а не как на преступника, по которому уже тюрьма плачет!
Вот в этих объяснениях и вере в хорошего ребенка, у которого, даже если он совершит плохой поступок, остается перспектива исправиться и остаться хорошим человеком — и есть настоящее выражение любви! Ребенок кусается — надо сказать ему, что он скоро вырастет и перестанет кусаться. Что все маленькие дети кусаются, но потом все перестают. Ребенок взял чужую вещь — потому что еще мал и не может противиться своим желаниям. Но он обязательно вырастет и узнает, что у каждого человека есть свои вещи и их брать можно, только спросив, разрешит ли этот человек взять принадлежащую ему вещь. И он обязательно научится этому и вырастет честным человеком. Ребенок подрался, так отстаивал себя. Но со временем он поймет, что отстаивать себя можно не только дракой. Он научится договариваться, он научится выбирать себе друзей, с которыми не придется драться. Ребенок нагрубил взрослым, но он обязательно научится вести себя так, чтобы не обижать других людей, чтобы не срывать на них свое настроение. Все это приходит с возрастом.
Ребенок должен узнать, что он — нормальный. Что он — «такой». Просто — он чему-то еще не научился, что-то совершил необдуманно. Но у него есть возможность исправить все свои ошибки. У него есть возможность перемен. Мы должны помочь детям осознать, что все меняется. Что его застенчивость со временем пройдет, что друзья у него обязательно появятся, что «двойку» он обязательно исправит, что после «безответной» любви — обязательно придет другая, что жизнь никогда не кончается, пока ты жив…
Вот почему, опять же, нам, взрослым, — так важно помнить себя маленькими. Нам нужно сказать нашим детям, что мы понимаем их, потому что сами в детстве — иногда брали чужое или обманывали, дрались или получали двойки. Но из нас выросли хорошие, нормальные люди. Мы для наших детей должны быть образцами перспективы в жизни. Вот почему нам нужно помнить свое детство и говорить с нашими детьми о своем детстве. О любви, которая кончилась у тебя так печально, о твоих переживаниях, которые прошли со временем. О твоей робости, которая прошла со временем. О твоих ссорах со сверстниками, с которыми ты потом помирился. Помнить об огромнейшей СИЛЕ СЛОВА, а РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА в особенности .И какие бы ситуации не возникали в жизни- научите своих детей: Всегда есть место переменам к лучшему!
Дата: Вівторок, 21.01.2014, 14:19 | Сообщение # 27
Виктория
Группа: Администраторы
Сообщений: 16401
Статус: офлайн
Замечая хорошее... (Notice The Good)
Моя шестилетняя дочь вручила мне итоговый отчет по успеваемости. Там был устойчивый поток положительных галочек по всем пунктам.
И лишь одна галочка понуро стояла отдельно от остальных.
“Как я, мама?”, - спросил мой ребенок с такой серьезностью, которая не соответствовала маленькому взъерошенному человечку, глядящему на меня через розовые очки, сидящие на кончике ее носа.
Я посмотрела на нее. Ее растрепанные волосы и грязные коленки говорили о том, что сегодня был хороший день в детском саду. Я взглянула обратно в отчет, а затем снова на нее. Ее лицо, прекрасное и круглое, все еще хранило следы ребенка - в отличие от лица ее старшей сестры, которое вытянувшись все сильнее напоминало овал взрослого.
Наконец, я еще раз посмотрела на отчет ... и одинокую галочку.
До того, как я успела принять сознательное решение, мое лицо озарила ободряющая улыбка.
Я сжала ее в своих объятиях и прижалась губами к ее шелковистой, гладкой щеке. И прежде чем сказать, я ненадолго закрыла глаза и вознесла безмолвную молитву благодарности; этот ребенок так изменился за последний год.
“У тебя все прекрасно. Просто замечательно”, - прошептала я ей на ухо голосом, содержащим смесь эмоций и счастья.
Я решила, что не буду ничего говорить о той галочке и словах, написанных рядом с ней. Это было просто что-то, что не нужно было говорить прямо сейчас ... или, возможно, когда-либо.
Но от этого ребенка, с ее ярко-голубыми глазами в нахальных очках в розовой оправе, ничего не скроешь.
“Что здесь сказано?”, – она указала маленьким пальцем в напечатанные слова, которые следовали за стоящей отдельно от других галочкой.
Про себя я прочитала: Отвлекается в больших группах. Но я уже знала об этом. Я знал это, прежде чем это было написано в официальном документе. Это известие не было для меня неожиданностью. Видите ли, каждый день этот ребенок приходит домой с очередным проницательным наблюдением:
“У Макса на правой коленке группа бородавок. Ровно девятнадцать. Я сосчитала их.” “У мисс Стивенс новая стрижка. Она многослойная. Это выглядит очень красиво.” “Мисс Эванс ест греческий йогурт каждый день. Я думаю, что ее любимый со вкусом персика, потому что она часто приносит именно его!” “Сара - замечательный художник. Она может нарисовать бабочек, которые выглядят так, словно могут улететь со страницы!”
Это не меняется и вне школы:
“Эта официантка очень старается. Мы должны оставить ей чуть больше чаевых.” “Этот мужчина набирает смс за рулем.” “Дедушка медленнее, чем остальные. Мы должны подождать его”. “Скорее! Посмотрите в окно. Посмотрите какой великолепный вид!”
Отвлекается или наблюдательна? Отвлекается или восприимчива? Отвлекается или чуткая?
Я выбираю наблюдательную, восприимчивую и чуткую.
“Что там написано, мама?”. Моему ребенку не терпелось узнать смысл тех слов, прочесть которые она тогда еще не могла.
Мои дети знают, что я всегда говорю им правду, даже если она бывает трудна или неудобна. Итак, я прочла комментарий ее учителя вслух слово в слово: “Отвлекается в больших группах”.
Моя дочь слегка улыбнулась и смущенно поднесла руку ко рту. “Ах да. Я много гляжу по сторонам.”
Прежде чем она могла бы почувствовать малейшую толику стыда или неудачи, я приземлилась на колени и посмотрела ей прямо в глаза. И тогда я произнесла слова, вложив в них всю убежденность, которую я чувствовала. Я хотела, чтобы она не просто слышала эти слова, я хотела, чтобы она почувствовала их.
“Да. Ты много глядишь по сторонам. Ты заметила, как Картер поцарапал коленку на экскурсии, и ты утешала его. Ты заметила маленькую девочку, которая никак не могла взобраться на стог сена, и ты помогла ей. Ты заметила, как у Банджо текло из носа, и ветеринар сказал, что это хорошо, что мы привезли его вовремя. Ты замечаешь захватывающий вид каждый раз, когда мы проезжаем через мост. И знаешь что? Именно ты научила меня замечать. И я не хочу, чтобы ты перестала это делать. Это твой дар. Это твой подарок, который ты несешь этому миру”.
По виду блаженного удовлетворения на ее лице, можно было подумать, что она просто откусила кусок карамельного мороженого, покрытого мармеладными медвежатами и кусочками шоколада. Она буквально светилась. Светилась! И даже когда она попыталась подавить улыбку, чтобы выглядеть серьезно, у нее не вышло.
“Ладно, Мама. Я не перестану замечать”, - торжественно поклялась она, с драгоценной беззубой улыбкой. И мне повезло, потому что я знала, что ее учитель - одна из самых необычайно любящих педагогов, которую мне повезло знать - тоже хочет чтобы этот ребенок сохранил эту способность.
В жизни нам часто приходится принимать решения, чтобы понять, что действительно важно. Эти решения не всегда популярны; они не всегда статус-кво. На них могут смотреть свысока посторонние и отвергать “эксперты”. Но после того, как вы принимаете их - решения, которые подсказала вам ваша интуиция, вы всегда получаете подтверждение. Иногда на это требуется несколько дней или недель, иногда даже лет, но оно приходит. И когда это происходит, вы знаете, что вы сделали правильный выбор для вашего ребенка, для вашей семьи, для себя. К счастью, подтверждение правильности моего выбора, который я сделала в связи с тем отчетом пришло в течение нескольких дней.
Я только что сделала новую стрижу. Она была короче, чем обычно, и я чувствовала себя немного неуверенно. Я вышла в гостиную, все еще в пижаме, с этой новой прической.
“Ух Ты, Мама. Ты выглядишь так здорово! Мне нравятся твои волосы.”
Это был голос моего наблюдательного ребенка. Я непринужденно улыбнулась, и сразу почувствовала себя лучше. И, видимо, моя девочка почувствовала, что ее слова успокоили меня. Ибо то, что она сказала дальше заставило меня замереть.
“Ты просто ждала, чтобы кто-то заметил, правда?”
Я зажала рот рукой, чтобы сдержать радостный трепет и слезы.
Боже мой! Да. Да. Мы все только и ждем, чтобы кто-то заметил – заметил нашу боль, заметил наши шрамы, заметил наш страх, заметил нашу радость, заметил наш триумф, заметил наше мужество.
И тот, кто это замечает - редкий и удивительный подарок.
Спасибо, мой милый ребенок. Тебе только шесть лет, но ты такая мудрая. И через тебя я тоже учусь видеть хорошее, прежде чем я увижу что-либо другое:
Увидеть высокие оценки, прежде чем я увижу низкие ... Увидеть, что ты оделась сама, прежде чем заметить, что это сочетание зимних сапог и летней майки... Увидеть, что ты сама сделала себе завтрак, прежде чем заметить разбросанные по полу хлопья ... Увидеть красивые иллюстрации, созданные тобой, прежде, чем заметить, что пол испачкан... Увидеть красоту и добро в тех, кто пересекает мой жизненный путь, прежде, чем я увижу их ошибки и несовершенства.
Это то, как я хочу жить.
Замечать хорошее - всегда хорошее – прежде, чем что-либо другое... и больше чего-либо другого.
Автор Rachel Macy Stafford *фото с сайта автора
Анна Левченко Оригинал записи: [spoiler]http://anna-psy.livejournal.com/15658.html
Дата: Вівторок, 21.01.2014, 15:59 | Сообщение # 28
Виктория
Группа: Администраторы
Сообщений: 16401
Статус: офлайн
Как я не хотел быть отцом
Фотограф Филлип Толедано впервые стал отцом, когда ему было сорок лет. Скажем прямо: дети не являлись ни мечтой его жизни, ни основной целью. Он честно признается, что с трудом переживал те моменты, когда к ним в гости приходили друзья с детьми.
Поэтому Филлип испытал смешанные чувства, когда на свет появилась его собственная дочь Лулу. Он преодолел трудный путь от страха перед маленьким человеком до безоговорочной всепоглощающей любви.
А вы кричите на детей?… Я дорожу теми заметками, которые я получаю от своих детей, будь то каракули, нацарапанные маркером на желтых стикерах, или слова, написанные каллиграфическим почерком на линованной бумаге. Но стихотворение, которое я получила недавно в День Матери от своей 9-летней дочери было особенно значимым для меня. В самом деле, первая строчка этого стихотворения заставила меня почувствовать, как теплые слезы катятся по моим щекам.
"Важно то, что… мама всегда рядом, даже когда я попадаю в беду.”
Но, должна вам признаться, это не всегда было так.
На пике моей совершенно сумасшедшей жизни я начала практиковать то, что весьма отличалось от того, как я вела себя раньше. Я начала кричать. Это случалось не часто, но это было экстремально - словно перекаченный воздушный шарик, который внезапно лопается и заставляет всех в зоне слышимости вздрогнуть от страха.
Итак, в какие же моменты мои тогда 3-летняя и 6-летняя девочки, заставляли меня терять терпение? В тот момент, когда одна из них настаивала на том, чтобы вернуться и взять с собой еще три ожерелья из бисера и ее любимые розовые очки, когда мы уже опаздывали? Или тогда, когда другая пыталась насыпать сама себе хлопья и вывалила всю коробку на кухонный стол? Или же когда она уронила и разбила моего особого стеклянного ангела, к которому я просила не прикасаться? Или когда она, словно профессионал, боролась со сном, когда мне так нужны были мир и покой? Или тогда, когда они вдвоем боролись за нелепые вещи: кто и как будет первым выходить из машины или кто из них получит больше сладкого соуса для мороженного?
Да, именно эти вещи - обычные оплошности и типичные детские проблемы и отношения раздражали меня до такой степени, что я теряла контроль над собой.
Мне нелегко было написать это предложение. И мне было нелегко пережить это время в моей жизни, потому что, по правде говоря, я ненавидела себя в эти моменты. Что же произошло со мной, что мне нужно было кричать на двух драгоценных маленьких людей, которых я любила больше жизни?
Позвольте мне рассказать вам об этом.
О моем безумии.
Чрезмерное использование мобильных телефонов, перегруженность обязательствами, многостраничные списки дел, и стремление к совершенству поглотили меня. И то, что я кричала на людей, которых я любила, было прямым следствием потери контроля над своей жизнью.
Неизбежно, я должна была где-то развалиться. Поэтому я разваливалась за закрытыми дверьми в компании людей, которые для меня важнее всего.
Пока не настал тот роковой день.
Моя старшая дочь стояла на табуретке и пыталась что-то достать из кладовой, как вдруг она случайно уронила целый пакет риса на пол. Когда миллион мельчайших крупинок словно дождь рассыпались по полу, на глазах моей девочки стали наворачиваться слезы. И вот тогда я увидела Это - страх в ее глазах, когда она приготовилась к тираде ее матери.
Она боится меня, подумала я, и это было наиболее болезненное понимание, какое только можно вообразить. Мой шестилетний ребенок боится моей реакции на ее невинную ошибку.
С глубокой скорбью, я поняла, что не была той матерью, какой бы я хотела быть для своих детей. И это не было тем, как я хотела бы прожить остаток своей жизни.
В течение нескольких недель после этого эпизода, у меня был Срыв-Прорыв - тот момент болезненного осознавания, который и побудил меня встать на Hands Free-путь, чтобы отпустить ежедневные отвлекающие дела и понять, что действительно имеет для меня значение*. Это было два с половиной года назад - два с половиной года на то, чтобы постепенного сократить избыток электронного безумия в моей жизни ... два с половиной года на то, чтобы освободить себя от недостижимого Эталона совершенства и социального давления, призывающего "все успевать”. Как только внутренней и внешней суеты стало меньше, гнев и напряжение, накопившиеся внутри меня, стали медленно рассеиваться. Со снижением нагрузки, я стала в состоянии реагировать на детские ошибки и прегрешения более спокойно, сострадательно и разумно.
Я могла сказать что-то вроде: "Это просто шоколадный сироп. Ты можешь стереть его, и столешница будет как новенькая.”
(Вместо того, чтобы издать раздраженный вздох, и закатить глаза.)
Я предложила поддержать метлу в то время, как она подметала море из хлопьев, покрывающих пол.
(Вместо того, чтобы стоять над ней с выражением неодобрения и крайнего раздражения.)
Я помогла ей подумать, где она могла бы оставить свои очки.
(Вместо того, чтобы стыдить ее за безответственность.)
И в моменты, когда огромная усталость и непрекращающееся нытье собирались взять надо мной верх, я шла в ванную, закрывала дверь, и давала себе время, чтобы выдохнуть и напомнить себе, что они - дети, и дети совершают ошибки. Как и я.
И с течением времени, страх, который вспыхивал в глазах моих детей в моменты неприятностей, исчез. И слава Богу, я стала пристанищем в их беде, а не врагом, от которого нужно бежать и прятаться.
Я не уверена, что написала бы об этих глубоких преобразованиях, если бы не инцидент, который произошел в прошлый понедельник после обеда. В тот момент, я вновь почувствовала вкус перегруженной жизни, и желание кричать был на кончике моего языка. Я приближалась к заключительным главам книги, над которой я сейчас работаю, и мой компьютер завис. Внезапно правки целых трех глав исчезли у меня на глазах. Я провела несколько минут лихорадочно пытаясь восстановить последнюю версию рукописи.
Когда это не сработало, я обратилась к резервному копированию, только чтобы обнаружить, что и там возникла какая-то ошибка. Когда я поняла, что та работа, которую я сделала для этих трех глав никогда не восстановится, мне хотелось плакать, и даже более - я была в ярости.
Но я не могла себе этого позволить, потому что подошло время забрать детей из школы и вести их на занятия по плаванию. С большой осторожностью, я спокойно закрыла ноутбук и напомнила себе, что в жизни могут быть гораздо, гораздо более серьезные проблемы, чем переписывание этих глав. Затем я сказал себе, что не было абсолютно ничего, что я могла бы сделать с этой проблемой прямо сейчас.
Когда мои дети сели в машину, они сразу же поняли - что-то не так. "Что с тобой, мама?” - спросили они в унисон бросив мимолетный взгляд на мое пепельное лицо.
Я чувствовала, как мне хочется закричать: "Я потеряла три дня работы над своей книгой!”
Я чувствовала, как мне хочется ударить по рулю кулаком, потому что, находиться в машине - было последним местом, где я хотела бы быть в тот момент. Я хотела вернуться домой и исправить свою книгу, а не вести детей на плавание, отжимать мокрые купальники, расчесывать спутанные волосы, готовить обед, мыть посуду и укладывать всех в постель.
Но вместо этого я спокойно сказала: "У меня возникли небольшие проблемы прямо сейчас. Я потеряла часть моей книги. И я не хочу разговаривать, потому что я чувствую себя очень расстроенной.”
"Мы сожалеем,” – сказала старшая за них обеих. И затем, как если бы они знали, что мне необходимо пространство, они молчали всю дорогу до бассейна. Мы продолжили тот день, и, хотя я был более тихой, чем обычно, я не кричала и изо всех сил старалась воздерживаться от мыслей о проблеме с книгой.
Наконец, в тот день было почти все сделано. Я уложила младшую дочь в кровать и легла рядом со старшей. У нас было Время Ночного Разговора.
"Ты думаешь, тебе удастся вернуть свои главы обратно?”, – спросила она тихо.
И вот тогда я начала плакать - не столько о трех главах, я знала, что они могут быть переписаны. Мои слезы были больше связаны с усталостью и опустошением от написания и редактирования книги. Ведь, я была так близка к завершению. И то, что оно вдруг сорвалось - был невероятным разочарованием.
К моему удивлению, моя девочка потянулась и мягко погладила мои волосы. Она сказала обнадеживающие слова, вроде: "Компьютеры могут быть такими расстраивающими”, и "я могла бы посмотреть, не смогу ли я найти эту резервную копию.” И, наконец: "Мама, ты справишься. Ты самый лучший писатель, я знаю” и "Я помогу тебе так, как смогу.”
Во время моей "беды”, она была тем терпеливым и сострадательным вдохновителем, который не думал добивать меня, когда я и так уже упала.
Мой ребенок не научился бы этому чуткому отклику, если бы я оставалась крикуньей. Потому что крик разрывает связь; он заставляет людей отдаляться, вместо того, чтобы подойти поближе.
"Важно то, что ... моя мама всегда рядом, даже когда я попадаю в беду.”
Мой ребенок написал это обо мне, как о женщине, которая прошла через сложный период, которым она не гордится, но благодаря которому она многому научилась. И в ее словах, я вижу надежду для других.
Важно то, что ... никогда не слишком поздно, чтобы перестать кричать.
Важно то, что… дети прощают, особенно если они видят, что человек, которого они любят, пытается измениться.
Важно то, что... жизнь слишком коротка, чтобы расстраиваться из-за рассыпанных хлопьев и разбросанной обуви.
Важно то, что ... неважно, что случилось вчера, сегодня уже новый день.
Сегодня мы можем выбрать спокойный ответ.
И, поступая так, мы сможем научить наших детей, что мир и спокойствие строят мосты - мосты, которые могут перенести нас через беду.
Автор Rachel Macy Stafford's
*это ссылка на описание того, как родился блог автора Hands Free Mama. Рейчел пишет, что была очень занятой и успешной, и все восхищались тем, как ей все удается. Вот только в какой-то момент она заметила, что все эти дела просто отвлекают ее от главного, и за ними она упускает по-настоящему важные для себя вещи. И тогда она решила встать на путь Hands Free:
"В том же ключе, как отвлекающийся водитель использует hands-free-оборудование, позволяющее сохранять фокусировку на вождении, я решила использовать идею "Hands Free" и в жизни.
В течение последних трех лет, я в некотором смысле ежедневно практиковала это, отпуская "ежедневные отвлекающие дела" и размещая свой фокус на ком-то или чем-то для меня действительно значимом. Результаты были глубокими. В самом деле, впервые в жизни я не чувствую, что я постоянно пытаюсь наверстать упущенное. Я не чувствую тревоги или напряжения. Я более терпелива, более спонтанна и больше связана с моей семьей, чем когда-либо. Я наблюдаю и переживаю простые, радостные вещи вокруг себя, которые я не замечала раньше. Теперь я свободна, чтобы понять, что действительно имеет значение. И именно потому, что этот опыт был слишком хорош, чтобы не поделиться, я делюсь своим путешествием Hands Free Mama с вами.”
P.S. И, пожалуйста, когда вы забираете что-то из моего блога на свои ресурсы, не забывайте оставлять ссылку на источник. Этот блог! Спасибо!