Дата: П`ятниця, 04.01.2013, 23:56 | Сообщение # 61
Виктория
Группа: Администраторы
Сообщений: 16401
Статус: офлайн
Обида, или Кому и зачем нужно прощение Александр Ткаченко Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз доводит до слез другого малыша, отнимая у него игрушку или ломая построенный им песочный домик. Очередное поколение школьников с радостным смехом мучает обидными кличками своих одноклассников, страдающих избыточным весом, слабым зрением или другими физическими дефектами. Ну а про то, как страшно, изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые люди, и говорить лишний раз не хочется. И если тонко организованный, ранимый человек не может дать отпор оскорблению, предательству или подлости, то последним аргументом в пользу собственной правоты для него становится чувство обиды. Так почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права — не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)? Наверное, это самая непонятная заповедь Христа. В самом деле: ну зачем любить тех, кто тебя ненавидит, обижает и гонит? Уж им-то, наверное, меньше всего на свете нужны наши любовь и прощение. Так для чего тогда принуждать себя к такому тяжелому и неблагодарному делу? Почему нельзя мстить своим обидчикам, еще более-менее понятно: ведь если отвечать злом на зло, то вряд ли этого самого зла в мире станет меньше. С заслуженными обидами тоже все ясно, поскольку здесь действует простой и всем понятный принцип: заработал — получи и не жалуйся. А вот что делать, когда тебя обидели безо всякого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Неужели тоже — простить?
Когда хватаются за молоток
Один из лучших рассказов Василия Шукшина (который так и называется — «Обида») начинается с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. Он пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке приняла его за хулигана, который накануне устроил здесь пьяный дебош. И сколько ни оправдывался бедный Сашка Ермолаев, сколько ни объяснял людям вокруг, что он ни в чем не виноват, — все было напрасно. На глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что. Кончается рассказ страшной картиной: Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь счастливая случайность мешает ему совершить убийство. Это, конечно, всего лишь художественное произведение. Но в нем Шукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души — остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинения. В самом деле, ну что за беда, если про тебя говорят гадости, к которым ты не имеешь никакого отношения! Ведь совесть твоя чиста и, казалось бы, тут впору просто рассмеяться и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаются на твой счет. Но не тут-то было… Стоит кому-либо плохо отозваться о нас — и сразу же в душе поднимается волна неприязни к этому человеку. А уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинениях, эта неприязнь может перерасти в настоящую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного — отплатить обидчику во что бы то ни стало. В таком состоянии и впрямь недолго схватиться за молоток... Что же это за страшная сила, способная толкнуть честного и добропорядочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора? На языке христианской аскетики такая сила называется страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов. В христианском понимании страсть — это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь. В святоотеческой литературе говорится о восьми основных греховных страстях, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни до поры прячутся в нас, оставаясь незамеченными, хотя на самом деле могут исподволь определять весь строй нашей жизни. Но стоит окружающим хотя бы чуть-чуть коснуться этих болячек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом. Собственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. Ведь Сашка Ермолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в тех безобразиях, которые ему приписала продавщица. Но несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. В результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей. Бестолковая продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. И обижать людей, конечно же, нельзя, об этом даже говорить излишне. Но вот воспринимать нанесенную обиду можно все-таки очень и очень по-разному. Можно схватиться за молоток. А можно заглянуть в свое сердце и ужаснуться той мути, которую в нем подняла несправедливая обида. Именно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состояние, понять, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. И тогда обидчики становятся пускай и невольными, но все же — благодетелями, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками. Вот как говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу... Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно».
Дата: П`ятниця, 04.01.2013, 23:57 | Сообщение # 62
Виктория
Группа: Администраторы
Сообщений: 16401
Статус: офлайн
От уголька до пожара
Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова — одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова — тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно. Парадокс здесь заключается в том, что любая непрощенная обида всегда является «произведением» самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутствия. На это прямо указывает даже грамматическое строение слова обиделся. Ведь в данном случае «ся» — это ни что иное, как вышедшая ныне из употребления славянская огласовка местоимения — «себя». Таким образом, обиделся означает обидел себя, то есть дал волю мыслям, разжигающим в душе сладкую смесь сознания собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. И хотя люди не любят признаваться в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как приятно бывает ощутить себя обиженным. Есть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было. Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной...» В этой всем знакомой болезненной «приятности» обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенная обида определяется как тяжкий грех. Если говорить совсем кратко, словом грех Церковь называет то, что противоречит замыслу Божию о человеке. Иначе говоря, грехом является все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представляется желанным и приятным. Самоубийственный принцип влечения человека к греховным «радостям» довольно точно выражен в знаменитой Пушкинской строке: «… Все, все, что гибелью грозит, / для сердца смертного таит / неизъяснимы наслажденья…» Еще более категорично определял разрушительную сладость греха преподобный Исаак Сирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови. Нетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное Достоевским. И даже если обида окажется не надуманной, а самой что ни на есть настоящей, это ровным счетом ничего не меняет. Уголек обиды можно тщательно раздувать в своем сердце размышлениями о несправедливости случившегося, бесконечными мысленными диалогами с обидчиком, сознанием собственной правоты и прочими способами, которых у обиженного человека всегда найдется великое множество. А в результате всех этих «духовных упражнений» обида из маленького уголька постепенно превращается в бушующее пламя, которое может полыхать в душе долгие месяцы, а то и годы. И если из-за чужого обидного слова или поступка человек разжег такой пожар в собственной душе, то вполне закономерно будет сказать о нем, что он — обиделся. То есть — обидел себя сам.
Право на обиду?
Несколько десятилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого героя (правда, обидчивость его для благозвучия была тогда стыдливо переименована в ранимость). Этот типаж кочевал по различным художественным произведениям и тихо обижался на несправедливости и притеснения, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки. Так писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пытаясь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. Цель была, безусловно, благородной, и образ ранимого героя работал здесь как нельзя лучше. Но, к сожалению, у всякой палки — два конца. Обратной стороной этого художественного метода стала романтизация самой обиженности. Ведь если тот, кто обижает, — плохой, значит, тот, кто обижается, — хороший. Следовательно: обижать — плохо, а обижаться — хорошо. В результате такого отождествления нравственных оценок героя и его душевного состояния на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах Василия Макаровича Шукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле — просто обидчивых людей. Право на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее проявление чужого хамства и душевной черствости. Такую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Эдуард Асадов:
Как легко обидеть человека: Взял и бросил слово, злее перца… А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть потерянное сердце.
На первый взгляд здесь все правильно и понятно. И обижать человека нельзя ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить — все так. Но есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важная тема, которая идет как бы вторым планом и потому не так заметна. Обиженный герой (оставшийся, что называется, за кадром) оказывается настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце для человека, причем для человека близкого, поскольку потерять можно лишь то, что было твоим. От такой категоричности героя, от этой его нетерпимости к чужим слабостям и недостаткам становится тревожно, прежде всего за него самого. Ведь с подобной «тонкостью» натуры в конце концов можно и вовсе остаться в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. А это состояние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорбления. Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточения не сможет даже Господь. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в нашем прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами. Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».
Два свидетельства
Может показаться, будто прощение для христиан — легкое дело, раз уж они настолько хорошо знают, в чем его смысл. Однако это совсем не так. Прощение обид — всегда подвиг, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же духовные болезни, которые действуют и в тебе тоже. Сделать это очень непросто, особенно в тех случаях, когда обида уже пустила в душе глубокие корни, и даже осознанное волевое усилие не всегда помогает в борьбе с этой бедой. Случается, например, что человек простил своего обидчика, но когда тот снова наносит обиду, то в возмущенной душе резко оживает и прежнее зло. Бывает так, что и обида забыта, и обидчик прощен, но если с ним случается беда, мы испытываем какое-то тайное жестокое удовлетворение. А если преодолели и эту ступень, то все же порой не можем сдержать недоумения и разочарования, когда узнаем о благополучии того, кто нас обидел когда-то. Формально прощая причиненную обиду, мы в глубине души все же продолжаем считать его своим должником и подсознательно надеемся на то, что Бог воздаст ему по заслугам. Но совсем не этого упования на грядущее возмездие ожидает от нас Господь. Митрополит Сурожский Антоний после войны работал врачом и много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Это были люди, которых несколько лет подряд каждый день обижали так страшно, что об этом нельзя даже подумать без содрогания. Но что же они вынесли из этого многолетнего опыта обид и унижений, как относились к своим обидчикам? Владыка Антоний приводит в своей книге два уникальных документа — молитву, написанную на клочке оберточной бумаги погибшим узником лагеря смерти Дахау, и рассказ своего старого знакомого, который сам провел за колючей проволокой четыре года. Наверное, можно сколь угодно долго теоретизировать о христианском всепрощении, соглашаться с ним, или его оспаривать... Но перед этим единодушным свидетельством двух людей, перенесших немыслимые страдания, хочется просто склонить голову и благоговейно умолкнуть: «“Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников. Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли — мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей…” Второй пример — человека, которого я очень близко знал. Он был старше меня значительно, участник первой мировой войны, где он потерял руку; он вместе с матерью Марией Скобцовой спасал людей во время немецкой оккупации — Федор Тимофеевич Пьянов. Его взяли немцы в лагерь, он четыре года там был, остался в живых. Когда он вернулся, я его встретил случайно на улице, говорю: — Федор Тимофеевич, что вы принесли обратно из лагеря, с чем вы вернулись? — Я вернулся с ужасом и тревогой на душе. — Вы что, потеряли веру? — Нет, — говорит, — но пока в лагере я был жертвой жестокости, пока я стоял перед опасностью не только смерти, но пыток, я каждую минуту мог говорить: Господи, прости им, они не знают, что творят! И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, не поняли и не раскаялись; но когда я говорю теперь: Господи, прости, они не знают, что творят, — вдруг Бог мне ответит: а чем ты докажешь искренность своего прощения? Ты не страдаешь, теперь тебе легко говорить... Вот это тоже герой прощения. И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и уже не сможет осудить никого» (из книги митрополита Антония Сурожского «Человек перед Богом»).
Обида возникает, если у человека неправильное мировоззрение, когда человек живёт на поверхности вещей, и все воспринимает на уровне форм, навешивает на события ярлыки. Тогда появляется разделение, и человек начинает мыслить “Моя форма лучше, чем твоя. Твоя форма должна приносить мне удовольствие”.
И если этого не происходит, возникает обида, обида одной формы на другую, потому что нет целостного понимания мира. Обида возникает, когда человек не видит в другом учителя, а видит либо врага, т.е. человека, который посягнул на святое, на его собственное эго, либо того, кто должен усилить его эго. Эти оба проявления, когда все вокруг должны обязательно усиливать собственное эго, и никогда его не уменьшать, всегда ведут к обидам.
Обида – это проявление эго человека. В то же время гордыня – это то, что характеризует наше эго. И от уровня гордыни зависит уровень обиды. Поэтому, обида возникает, когда в душе накоплено много гордыни. То есть, если гордыня маленькая, то и обида маленькая, а может и вообще не быть. Но, если гордыня большая, то и обида будет весомой, и довольно продолжительной.
Обида – это всегда манипуляция, манипуляция тем человеком, который обиделся, и поэтому говорится, что на обиженных воду возят.
Обида – это значит быть против чего-то, очень негативное событие, связанное с чем-то прошлым, и часто в уме перемалывается. Обида заражает все сферы жизни.
Обида – это когда мы не видим в действиях другого человека воли Творца. Обида закрывает нас от любви, это жизнь на примитивном уровне.
Прохождение обиды – увидеть в этом человеке учителя, Творца, а затем поблагодарить обидчика от души. Обида проходит, если простить обидчика, увидеть в его действиях проявление Высшей воли, ведущей человека к любви.
Прощение происходит от слова "проще". Когда мы прощаем — мы делаем ситуацию проще. Мы делает отношение к этой ситуации проще. Мы делаем отношения проще.
И в то же время не всё так просто Прощение — это результат. Это итог. Это плод дерева, которое когда-то было посажено. Оно долго росло. Потом оно стало способно приносить плоды. И вот пришла весна, зацвели цветы. Потом прилетели пчёлы, опылили цветы. Потом появилась завязь. Она росла. Появился незрелый плод. И в конце — он созрел. И мы можем его спокойно съесть. Таким образом мы утолим свой голод и почувствуем себя лучше.
Вот что для меня прощение — это плод, который мы можем спокойно съесть. И у нас не появится аллергии, нас не затошнит, не будет вреда нашему организму.
На любой из этих стадий "созревания" прощения может произойти что-то нехорошее. Буря сломает юное дерево. Пчёлы не прилетят из-за холода. Мороз убьёт завязь. Плод не созреет, потому что его сорвут раньше времени...
И что тогда?
Нет тогда прощения...
Разве на этом мы останавливаемя? Конечно, нет. Теперь садим новое дерево. Или ждём новой весны. И новых плодов.
Именно поэтому я не верю ни в какие техники прощения. Потому что ещё даже дерево не посажено, а люди уже думают, что плод созрел. На какое-то время у них хватает веры. А потом просто что-то случается. И всё по-новому кругу.
Опять же, техника может сработать, если человек проделал уже путь. И дерево посадил. И поливал его. Это значит, что он старался понять. И ещё раз понять. А потом снова понять. И опять понять.
Через долгий период понимания... ...прощение приходит само...
Что даёт понимание? Оно даёт возможность принять Другого. И освободить себя от влияния этого Другого на свою жизнь.
Кто бы ни был этот Другой — Мама, которая всегда обижала. Отец, который постоянно унижал. Бывший муж или бывшая жена, которые изменили. Начальник, который постоянно давит. Насильник, который покалечил жизнь...
Прощение — это когда жизнь становится по-настоящему проще. Когда мы делаем собственные выборы. И выходим из той тюрьмы, в которую (по нашему мнению) нас погрузил Другой.
Так давайте простим себя за то, что мы торопимся. И желаем сразу получить зрелый плод. Не желая проходить длинный путь созревания этого плода. С верой в ваше счастье, Светлана Морозова
Обида — событие, которое оценивается, как несправедливое и оскорбительное отношение, это чувство, которое возникает у нас, когда кто-то ведет себя не так, как бы нам хотелось.
Обида состоит из трех слагаемых:
1. Гордыня (я знаю, как ты должен себя вести) 2. Гнев (меня возмущает, что ты себя так не ведешь) 3. Безответственность (я за себя не отвечаю, это ты виноват)
Природа обиды – это гнев. Женская форма гнева. Детская форма гнева. Когда внешне мы не кричим, не бьем посуду, а гордо задираем подбородок, глотая слезы. Но внутри нас все кричит о несправедливости, незаслуженности и недопустимости всего произошедшего.
Обиды разрушают отношения, подтачивают изнутри нашу психику и мы начинаем болеть и страдать, поэтому нам всем следует учиться управлять своими эмоциями и работать с обидами. Рекомендую пройти медитацию О. Гадецкого : ПРОЩЕНИЕ ОБИД, сразу после того, как поймете необходимость избавляться от обид и проанализируйте их негативное воздействие на Вашу Судьбу. Главные правила по работе с обидами:
1. Обиды обязательно нужно проговаривать. Лучшая профилактика болезней – научиться говорить о своих обидах. Важно выбирать форму, место, время, обстоятельства. Некоторым людям можно проговаривать обиды письменно (и эти письма не обязательно отправлять). Важно, чтобы чувство получило выход. Было принято и прожито.
2. Не манипулируйте на основе обиды. Так вы можете привить своему мужу ненависть к женским слезам, а своим детям – кучу комплексов.
3. Следует научиться принимать других людей и понимать, что мы разные. У каждого свой путь, своя судьба. И в этом месте хорошим подспорьем может стать обычная молитва. Когда Вы устанавливаете отношения с Богом и просите у него поддержки. Просите – и дано вам будет. Стучитесь и откроется.
Молитвы прощения от Джозефа МэрфиИ когда стоите на молитве, проищите, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Евангелие от Марка, 11:25).
Прощать других очень важно для ментального мира и здоровья. Если вы хотите быть полностью здоровым и счастливым, должны простить всех, кто когда-либо причинил вам боль. Простите самого себя, установив в своих мыслях гармонию с божественным законом и порядком. Вы не можете полностью простить себя, не простив сначала других, Отказаться простить самого себя — это не больше и не меньше, как духовная гордость или невежество.
Прощение — это любовь в действии
В Библии сказано: любите друг друга. Это по силам каждому, кто действительно хочет этого. Любовь означает ваше пожелание другим людям здоровья, счастья, мира, радости и всех благ жизни, но с одним условием: это должно быть искренне и от всего сердца. Прощая, вы не проявляете великодушия. На самом деле вы проявляете свой эгоизм, потому что все то, что вы желаете другим, вы, фактически, желаете самому себе. Все это объясняется вашим образом мыслей и вашими чувствами. Вы созданы своими мыслями и чувствами. Может ли быть что-нибудь проще этого?
Великая тайна истинного прощения — это то, что однажды, простив человека, нет необходимости повторять молитву. Когда бы вы ни вспомнили о каком-то человеке или о какой-то обиде, пожелайте нарушителю своего спокойствия добра и скажите: «Мир с вами». Делайте так каждый раз, когда подобные воспоминания беспокоят ваше сознание, и вы обнаружите, что через несколько дней мысли о том человеке или неприятном случае будут возвращаться к вам все реже и реже, пока не исчезнут полностью.
МОЛИТВЫ
Молитва о прощении конкретного человека
Подумайте о Боге и его любви ко всем людям. Затем скажите от чистого сердца: "Я дарю (назовите здесь имя человека) полное прощение. Мой ум и моя душа совершенно свободны от горечи. Я прощаю его, без какого бы то ни было ограничения за все, что со мной произошло в связи с этим. Я свободна, и он (или она) свободен. Это великолепное чувство! Сегодня день "амнистии". Я желаю им и всем ближним здоровья, счастья, мира и всех благ жизни. Я делаю это по собственной доброй воле, с радостью и любовью, и теперь, как только мне вспомнится имя человека, который причинил мне вред, я скажу: "Ни в чем не виновен и да будет с тобой все благословение жизни!" Я свободен и ты свободен. Да будем мы жить в счастье и радости!"
Прощение
Я от всего сердца прощаю всех, на кого когда-либо держал (держала) обиду, и становлюсь абсолютно свободным (свободной). И это правда (говорить искренне и с уверенностью).
Чтобы простить человека
"Божественный мир наполняет душу (имя); я вдохновляю и благословляю его. Бог благоприятствует ему, и я радуюсь, что закон Бога действует для него, через него и вокруг него. Я чувствую душой и сердцем, что уже отпустила его, и когда бы я ни подумала о нём, я буду желать ему всего хорошего. И сейчас я свободна."
Молитва, чтобы простить обидчика
"Я полностью и добровольно прощаю себя за то, что дала прибежище дурным и разрушительным мыслям, и принимаю решение: отныне очистить от них мой разум. Я уступаю и освобождаю ...(имя) для Бога, и где бы он(она) ни был(а), я искренне желаю ему здоровья, счастья и всех благословений Божьих. Сейчас я действую заодно с Бесконечной Исцеляющей Силой и чувствую, как Божественная Любовь проходит через каждый атом моего существа. Я знаю, что Божественная Любовь сейчас проникает и наполняет всё моё тело, делая его здоровым и совершенным. Я ощущаю спокойствие, которое приносит мне это понимание. Моё тело есть храм Бога Живого и Бог находится в Его святом храме: теперь я свободна."
( НУЖНА КАЖДОМУ !!!!) до нового дела,перед переменами в Жизни,да хоть каждый денек !!!!!!
МОЛИТВА НА ПРОЩЕНИЕ СЕБЯ Бог Любви и Прощения, обожай и прощай во мне! Я прощаю все, что нанесло мне обиду. Я прощаю все, что причинило мне боль, страдание, ожесточение и беспокойство. С Этого Момента и впредь я буду держать в голове, что Твой Дух живет и творит, как во мне, так и во всех людях. Я буду держать в голове о Твоем совершенстве и о том, что Твое присутствие делает эту планетку Небесами. Я прощаю все обиды, которые помню, также те, которых не помню. Я прощаю все обиды, сокрытые в глубине моей души. Я отпускаю болезненные чувства, чтоб они меня больше не связывали. Я обретаю свободу. Я прощаю, чтоб Твоя Любовь могла очистить мою душу, чтоб Твоя жизнь могла течь через мою плоть, исцеляя ее и превращая в образ и подобие Бога. Я прощаю для себя невежество прошедшего. Прямо отныне я живу в гармонии с Твоим Разумом. Пусть Твой Нескончаемый Свет осенит все уголки моей души. Внутренне и снаружи, в прошедшем, реальном и будущем я прощаю! И это так
Человек не может без поддержки свыше найти в себе силы для прощения.
Выдернуть «горький корень» обиды может только Бог. Вы же можете лишь горячо пожелать этого и попросить Бога помочь вам. По вашей просьбе Бог дарует прощение, с радостью освобождает сердце от обиды и злобы.
Прежде чем вы будете молиться Богу о даре прощения, сделайте следующее:
1) Постарайтесь осознать свои обвинения в адрес другого человека и эмоции, которые вы испытываете по этому поводу. Запишите все это на листе бумаги. Опишите также ущерб, который вы понесли в результате несправедливых действий по отношению к вам. Это поможет вам понять вашу проблему, ее размеры и очертания и свое отношение к ней. Молитесь об этом, и Дух Святой даст вам понимание ситуации и полное осознание того, что вы переживаете.
2) Подумайте о себе. Очевидно, что ваши реакции на случившееся вызваны страхом за свой душевный комфорт и безопасность. Вы боитесь вновь испытать подобное, отсюда ваши злость, обида, ненависть. А страх продиктован,
возможно, некими устоявшимися суждениями, стереотипами, которых вы придерживаетесь. Подумайте, что это
за стереотипы? Не ложны ли они? Правильно ли вы понимаете, что такое прощение?
Вспоминаю рассказ одной матери, которая с ужасомговорила, что если простит свою дочь, та опять сядет ей на шею. Придется пустить ее обратно в дом. И снова бедная женщина не сможет высыпаться, так как дочь будет до полуночи слушать громкую музыку. Кроме того, ее придется содержать, так как она нигде не работает. К тому же дочь живет с молодым человеком, они скитаются углам. Значит, придется прописать обоих в квартире.Не без удивления выслушав такие речи, я постарался объяснить женщине, что ее суждения ложны. Простить дочь – совсем не означает прописать ее с сожителем в своей квартире, содержать или терпеть какие-то ее безобразные выходки. Простить – значит удалить из сердца обиду и злобу на дочь. При этом мама может быть не согласна с образом жизни своей дочери, она имеет право очертить границы отношений с нею. Более того, в данной ситуации она даже обязана это сделать ради блага дочери. Ведь еслимать будет содержать свою взрослую дочь, то тем самым погубит ее окончательно.
3) Вам необходимо принять на себя ответственность за то, что случилось. Например, некоторые родители, обиженные на детей, обвиняют их: «Мы столько для вас сделали! А где благодарность? Вы эгоисты!» Очень важно, чтобы отец и мать приняли ответственность за огрехи своего воспитания, признали, что дети унаследовали их собственные черты характера, которые они сами порой не хотят видеть и признавать.
4) Следующий шаг – подумайте о человеке, который сделал вам зло. Помните – он дитя Божие и Бог его любит. Постарайтесь не обвинять его, а посочувствовать, попробуйте «влезть в его шкуру». Может быть, он и сам страдает? Ведь часто именно страдание заставляет человека причинять боль другим. Одна шестнадцатилетняя девушка, над которой дома издевался отчим, а в школе одноклассники, рассказала, что в 7-м классе сама стала вести себя агрессивно. Она признается: «Во мне кричал накопившийся гнев, и я никому не давала прохода». Это так: душевные раны постоянно напоминают о себе. Когда тебе больно, хочется, чтобы ту же боль ощутили и другие.
Заметьте: у человека, причинившего вам боль, другое мышление, свои пределы и страхи, он по-другому любит и ненавидит. Примите эти различия. Например, вы считаете, что человек намеренно сделал вам зло, а он совсем не хотел этого. Вы восприняли его слова как оскорбление, а он и не думал обижать вас.
Молитва о даре прощения
С любыми проблемами мы можем приходить к Богу в молитве. Если мы желаем простить кого-то, Он с радостью ответит на такую молитву. Иисус учит нас, как надо молиться: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф. 6:6). Обратите внимание: войди в комнату и затвори дверь, а потом молись.
Если речь идет о молитве мысленной, тогда возникает вопрос: зачем уединяться? Так молиться можно, где угодно, хоть в магазине, хоть на стадионе во время футбольного матча. Люди помехой для молитвы не будут. Но если Иисус говорит о молитве вслух, то для такой беседы вам действительно придется уединиться, чтобы никто не мешал. Молитесь вслух в своей комнате. Расскажите Богу все, что вас волнует и беспокоит, не выбирая слов, не выстраивая красивые предложения. Просто говорите о том, что у вас на душе. Будьте честны перед Богом. Возможно, что-то вам неприятно вспоминать, о чем-то тяжело говорить. Но если вы приняли решение вылечить раны вашего сердца и пришли к Врачу за помощью, решитесь пройти через боль, и получите облегчение.
Далее, просите Бога, о даре прощения, чтобы вы смогли простить человека, сделавшего вам зло. Молите Бога об этом! Многие люди уже во время молитвы испытали освобождение. Простить с Божьей помощью проще, чем кажется. Просто мы не имеем опыта прощения, так как привыкли не прощать.
Как определить, свершилось ли прощение?
Если вы способны желать добра человеку, на которого раньше злились, значит, вы простили.Если вы можете хотя бы в воображении обнять его, и вам это будет приятно, значит, вы простили.
Теперь пора простить себя за то, что вы судили этого человека. Вы стыдитесь того, что ненавидели его и вынашивали планы мести. Для того чтобы простить, вспомните свои страдания. Поймите: вы имели на них право. Вспомните вашу реакцию на эти страдания. Вы имели право на такую реакцию! Это право дано нам Богом. Расскажите Богу обо всем, что волнует. Просите прощения у Него.Просите о даре прощения самого себя.
Как понять, простили ли вы себя?
Если вы принимаете себя таким, как есть и считаете себя достойным любви, значит простили. Если чувствуете облегчение и освобождение от гнета вины, значит, простили.
Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посьлает дождь на праведных и неправедных.
(Мф.5, 44-45).
Если злопамятствуешь на кого, молись о нем, и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человекелюбивым, совершенно изгонишь страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смирен и живи с ним хорошо — и избавишь его от страсти.
Для кроящейся в тебе на брата твоего досады не помрачай прежней твоей похвалы о нем в беседах с другими, вмешивая в слова твои неприметно и порицание, но говори о нем с чистосердечной похвалою, молись о нем истинно, как о самом себе, и вскоре избавишься от гибельной ненависти.
Преподобный Максим Исповедник (+662).
Первейшее и самонужнейшее средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молитва о них, по заповеди Христовой.
Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).
Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря «Ненавидящих и обидящих нас рабов Твоих (имена) прости, Господи Человеколюбие: не ведят бо, что творят; и согрей их сердце любовью к нам, недостойным».
Преподобный Антоний Оптинский (1795-1863).
Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов.
Если кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: "Господи, все мы — создание Твое, пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние" — и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце твое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога.
Силуан Афонский (1866-1938).
Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу,— но когда, услыхав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.
Преподобный Иоанн Лествичник (+649).
Христианин, по мере сил, всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него.
Святитель Василий Великий (330-379).
Нужно ближнего успокаивать — и с тобой то же может быть.
Если кто не покоен (то есть не мирен) на тебя, ,а не высказывает этого, то угождай ему, будто не замечаешь сего.
Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения
Особенно же молиться нужно в то время, когда против кого-либо досаждают нам помыслы гнева или памятозлобия, как научает нас святой авва Дорофей: «Господи! Помози рабу Твоему или рабе Твоей (имя) и за молитвы его или ее —мне,окаянному». Опыт покажет, как сильна краткая эти молитва, если человек не оправдывается.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Кто тебя ненавидит или злобится на тебя, ты его любовью побеждай и старайся с ним примириться. Даже если бы он не хотел мира, ты ищи мира и готов будь к миру. И тут, хотя сердце но хочет, надобно сердце убеждать и склонять.
Оскорбил ты ближнего словом — словом и примирись: смирись перед ним и испроси у него прощения. Делом ближнего своего оскорбил ты делом и примирись.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Прощать нужно со многим смирением, возлагая на себя вину,— это необходимое условие при прощении обид. Одни внешние поклонения и слова не примиряют, не касаются сердца, как пустой звук.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).
Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны сначала совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).
Имейте мир со своей стороны и не судите строго, если с другой стороны не довольно явственны выражения мира.
Обхождение простое, мирное, спокойное, как без изысканной ласки, так и без ухищряемой холодности, полезно в отношении к немирным и не повредит мирным.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-18б7).
Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас: ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности. Тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем, и приложить к его сердцу целительный пластырь — слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви... Все страсти — пожар души, великий огонь, свирепеющий внутри, огонь, выходящий из адской бездны.Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Кто из нас не желает, чтобы к нам относились дружелюбно и сами враги наши, чтобы и они не только не вредили нам, но и делали добро? Так же точно должны и мы поступать по отношении к врагам, зная, что и они от нас желают и требуют только добра,— и наше мирное, доброжелательное поведение по отношению к ним послужитпервым вернейшим шагом к примирению с ними.
Только чрезмерно горделивый человек может оскорбиться критикой. Мудрый же человек прислушивается к справедливой критике в свой адрес и находит в ней мотивацию для дальнейшего самосовершенствования, а несправедливую критику не принимает на свой счет.
До тех пор, пока мы что-то не принимаем, будь то подарок, оскорбление или критика, это что-то остается собственностью того, кто это преподносит вам. Мудрый человек также не позволяет себе критиковать других. Важно помнить, что осуждая чьи-то поступки, неважно насколько справедливо, мы записываем последствия этих поступков в свою карму.
Ведь прежде всего критика других говорит о нашем собственном несовершенстве. Если вас что-то возмущает в другом человеке - поищите это в себе, и гарантировано найдете. Мудрые люди повышают свое благочестие, скрывая недостатки других и подчеркивая их лучшие черты.
Дата: Понеділок, 24.06.2013, 12:11 | Сообщение # 71
Виктория
Группа: Администраторы
Сообщений: 16401
Статус: офлайн
Техника «Диета прощения» (по материалам В.Лысенко) Выполняется по 7 дней подряд. Первая неделя начинаешь с себя. Прощаешь себя. Берёшь лист бумаги и ручку и начинаешь писать: 1. Я, _______________(имя), прощаю себя за то, что обманываю себя. 2. Я, _______________(имя), прощаю себя за то, что не принимаю себя. 3. Я, _______________(имя), прощаю себя за то, что не жалею себя. ……………… 70. Я, _______________(имя), прощаю себя за лень. Написал(-а) и, не перечитывая, уничтожил(-а). И так 7 дней подряд, в уединении и в полной тишине. Желательно с утра пораньше. Ведь можно проснуться пораньше, пока дома все ещё спят, и посвятить 20 минут этой работе ради счастья – своего и своих близких. В первую неделю можно так же прощать того, на кого (и ты точно это знаешь и с этим давно живёшь) у тебя есть застаревшая обида детства, юности… А на вторую неделю прощать себя. Следующие две недели неделя – мама и папа по очереди. Если сейчас есть проблемы в отношениях с мужчинами (мужчиной), то начинаешь с папы, потом мама. Если есть проблемы в отношениях с женщинами (женщиной), то начинаешь с мамы, потом папа. Заканчивается диета последней неделей. Если есть чувство несправедливости, осуждения людей, страны, мира в целом, - тогда прощать нужно Бога (Вселенную, Высшие силы – в кого веришь ты).
1. Я, _______________(имя), прощаю Бога (Вселенную) за то, что не наводит порядок.
2. Я, _______________(имя), прощаю Бога (Вселенную) за то, что люди не понимают друг друга.
3. Я, _______________(имя), прощаю Бога (Вселенную) за то, что вокруг полно нищеты. ……………… 70. Я, _______________(имя), прощаю Бога (Вселенную) за то. Что твориться в нашем правительстве.
Итак, Ежедневно, на протяжении 7 дней без перерыва, в полной тишине и уединении на бумаге ты пишешь 70 пунктов на одного человека: каждый из 7 дней – только на одного человека. Без мыслей. Не головой, а рукой и душой. Рука пишет. Пусть повторяется. Отпускай. Чувствуй. Освобождайся. Обычно «основное» появляется на 5-6 день. Написал(-а) и, не перечитывая , уничтожь (сожги, порви, смой в унитаз и т.п.) Из личного опыта – на это потребуется приблизительно 20-30 минут в день По окончанию диеты происходят чудеса. Проверь, если не веришь
Дата: Вівторок, 18.03.2014, 19:54 | Сообщение # 72
Ученый
Группа: Позитивчики
Сообщений: 214
Статус: офлайн
«С любовью и благодарностью я прощаю свою Жизнь и принимаю ее во всех проявлениях такой, какой ее создал Бог (или: и принимаю ее такой, какая она есть). Я прошу прощения у моей Жизни за мои негативные мысли, эмоции и поступки по отношению к ней. Моя Жизнь прощает меня за мои мысли, эмоции и поступки по отношению к ней».
Дата: Вівторок, 18.03.2014, 19:58 | Сообщение # 73
Ученый
Группа: Позитивчики
Сообщений: 214
Статус: офлайн
Благодарю вас мои обиды! Вы — мои учителя. Вы показываете, мне где и как я недостаточно люблю себя. Так Вы помогаете мне расти, помогаете мне больше любить себя, и, следовательно, других людей и весь мир. Если я сам сделал кому-либо плохо, то прошу у него прощения за то, что я сделал, и прощаю себя за то, что я это сделал.
Дата: Вівторок, 18.03.2014, 20:05 | Сообщение # 74
Ученый
Группа: Позитивчики
Сообщений: 214
Статус: офлайн
Благословляю тебя К с любовью, освобождаю и отпускаю тебя. Благословляю тебя К с любовью и отпускаю из моей жизни. "Я полностью и добровольно прощаю себя за то, что дала прибежище дурным и разрушительным мыслям, и принимаю решение: отныне очистить от них мой разум. Я уступаю и освобождаю ...(К) для Бога, и где бы (она) ни был(а), я искренне желаю ей здоровья, счастья и всех благословений Божьих. Сейчас я действую заодно с Бесконечной Исцеляющей Силой и чувствую, как Божественная Любовь проходит через каждый атом моего существа. Я знаю, что Божественная Любовь сейчас проникает и наполняет всё моё тело, делая его здоровым и совершенным. Я ощущаю спокойствие, которое приносит мне это понимание. Моё тело есть храм Бога Живого и Бог находится в Его святом храме: теперь я свободна."
Дата: Вівторок, 08.04.2014, 22:59 | Сообщение # 75
Волшебница
Группа: V.I.P
Сообщений: 1483
Статус: офлайн
С любовью и благодарностью я прощаю свою Жизнь и принимаю ее во всех проявлениях такой, какой ее создал Бог и принимаю ее такой, какая она есть. Я прошу прощения у моей Жизни за мои негативные мысли, эмоции и поступки по отношению к ней. Моя Жизнь прощает меня за мои мысли, эмоции и поступки по отношению к ней. Благодарю вас мои обиды! Вы — мои учителя. Вы показываете, мне где и как я недостаточно люблю себя. Так Вы помогаете мне расти, помогаете мне больше любить себя, и, следовательно, других людей и весь мир. Если я сама сделала кому-либо плохо, то прошу у него прощения за то, что я сделала, и прощаю себя за то, что я это сделала. БлагоДарю тебя Всемогущая Вселенная!