Виктор Михайлович Антончик - художник,
получивший по воле родителей максимально возможное художественное
образование и сразу после окончания Академии художеств оставивший
живопись… Музыкант, создавший ансамбль, который на аутентичных
инструментах исполнял старинную европейскую музыку эпохи средневековья,
ренессанса, барокко. И вновь - художник, вернувшийся в живопись как
будто только для того, чтобы после блистательного дебюта на Европейском
Биенале живописи в Париже (II место) оставить это искусство… Основатель,
меценат, режиссер, сценарист и декоратор театра-студии «Virginalis» -
театра мистерий, дающем свои представления Небу…
Виктор Михайлович, в чем разница между мужскими и женскими системами движения?
Все
мужские системы движения - вертикальны, женские - горизонтальны. Такое
деление не надуманное. Его корни хорошо прослеживаются в религии,
философии, мифологии. Например, согласно китайскому постулату, человек -
это некий промежуток между небом и землей. Его задача - держать
равновесие, растянувшись по вертикали, будучи «подвешенным» за макушку
небесным притяжением. Вертикальность «мужского» и горизонтальность
«женского» нашла свое отражение и в православном кресте: его
вертикальная линия является символом мужской парадигмы бытия,
горизонтальная - женской. «Торчание» из пространства, «стояние» - это
способ мужского выделить себя как индивидуальность из мирасущего и
сохранить благодаря этому свои видовые признаки. Посмотрите на льва.
Каждое его движение, поворот головы, взгляд и даже сон - глубоко
индивидуальны. Пафос вертикального «торчания» - это пафос всей его
жизни. Львица же явно идет на уступки, соглашаясь нести на себе какие-то
видовые признаки. Ей глубоко безразлично, в какой внешности будет
проявлена ее женская суть. Самка льва по своему внутреннему наполнению
ничем не отличается от самки улитки, кошки или птицы. Женское - это
всеобъемлющее звучание, стремление растянуться по горизонтали с севера
на юг или с запада на восток. У древних индусов, тантристов, была
совершенно конкретная мифология, основанная на наличии в мире единой
Матери и множества пуруш - сыновей. Женское начало - едино и
горизонтально, мужское - это многое, оно вертикально.
Почему современный мир оказался обделенным женскими системами движения?
Дело
в том, что веками во всех слоях жизни господствует мужское. У женских
техник просто не было шансов на возникновение и развитие! Не женский
даже популярный танец живота - все-таки не женский. Он бесспорно создан
«для женщин», но по своему внутреннему наполнению, парадигме основных
движений он вертикален. Поэтому максимум, что он может дать женщине -
это удовольствие и здоровье. Последнее, кстати, немного сомнительно -
танцовщицы «живота» в большинстве своем склонны к полноте и даже
некоторой рыхлости.
К женским двигательным системам я бы отнес
очень древнюю, еще до Патанджали (VI в.до н.э). хатху-йогу, среди
танцевальных практик выделил бы фламенко, танго и классический балет.
Возникновение классического балета, кстати, напрямую связано с важным с
исторической точки зрения событием - первой открытой демонстрацией
женщиной своего стремления к независимости. Эта принципиально новая
танцевальная система с ее натянутостью в бедрах, носках, постановке
головы появилась в Европе в XVIII веке, когда женщина впервые после
многих веков покорного молчания в условиях жесткого патриархата открыто
заявила о своем желании выйти из подчиненного положения. Первым это
явление заметил маркиз де Сад, громко предупредивший мужской мир о
грозящей ему опасности: «если немедленно не взять в руки нагайку и не
загнать женщину назад, она возьмет власть в свои руки и рано или поздно
вернет матриархат!». Его совет не был услышан современниками, и в ХIХ
веке на авансцену истории активно выходит принципиально новый тип
женщины - независимая Кармен. С тех пор образ женщины, не нуждающейся в
мужском покровительстве, довольно часто встречается в искусстве.
Заметьте: не белошвейка, не повариха и даже не поэтесса, а именно
танцовщица! Как вы думаете, почему? Потому что именно танец выводит
женщину на ее территорию, в ту плоскость, где она может прорисовать свою
женскую духовность. И женщины интуитивно это знают: редкая девочка не
мечтает в детстве стать балериной и редкая женщина не сожалеет о том,
что мечте не удалось свершиться.
Может ли занятие мужскими практиками принести женщине вред, сориентировать ее на развитие в ней мужских качеств?
Нет,
о вреде речь не идет. Хуже всего вообще ничем не заниматься, полностью
погрузившись в мир машин, троллейбусов и супермаркетов. Имея перед собой
цель сохранить или вернуть здоровье, можно заниматься любой техникой,
при желании - даже женским боксом. Но если жизнь подвела женщину к черте
познания самой себя, своих тектонических глубин - нужно уходить на свои
территории.
Но нельзя ведь всем вдруг взять и записаться в балерины?!
Это
правда. И найти хорошего инструктора древнейшей хатха-йоги тоже весьма
затруднительно. Именно поэтому несколько лет назад мы и занялись поиском
и реставрацией особой, чисто женской системы движения. Мы повсюду
искали женские модусы - в философии, мифологии, животном мире. Первыми
нашими «хореографами» стали обитатели подводного мира - креветки и
улитки. Они давно уже владеют тем, до чего всем прочим сухопутным тварям
еще долго двигаться по ветвям эволюции - возможностью парить, танцевать
в своей среде. Посмотрите, как плавают рыбы - их движение совершенно!
Мы же до сих пор ищем способ жить в воздушной среде, не затрачивая массу
сил на сохранение равновесия, преодоление гравитации. Стирая сапоги о
камни, мы завидуем птицам. Но посмотрите, сколько сил они тратят на
полет! Их энергозатраты столь высоки, что при снижении температуры до
-10 oС они, вынужденные тратить энергию на обогрев тела, практически
теряют способность летать. Животные, птицы, люди все еще ищут способ
комфортной жизни в воздухе.Наши первые подсказчики в этом - жители
водной стихии.
Очередные наши подсказчики - змеи и птицы. Немало
взято из школы классического балета, значительную лепту внес, как ни
странно, конькобежный спорт - благодаря своеобразию горизонтального
способа движения.
Но что все-таки делать женщинам, далеким от вашего театра? Не задавались ли вы целью разработать систему для «широких масс»?
Наш
поиск изначально был ориентирован на создание чисто театральных методик
и на так называемую «бытовую хореографию». Я не берусь утверждать, что
несколько рекомендуемых мною упражнений и измененная манера
повседневного движения способны вызвать глубокие изменения в теле и
сознании женщины: для этого нужна более глубокая проработка, но за то,
что мои методики дают основательный толчок на «побудку» спящей в
глубинах каждой женщине Силе - ручаюсь.
Мне очень хотелось бы вернуть
каждой женщине женщинам возможность красиво двигаться. Когда-то умение
ходить, садиться, подавать руку, брать и отдавать какие-то предметы
входило в систему воспитания дворян. По манере женщины брать чашку можно
было безошибочно определить ее сословную принадлежность. И еще одно
несколько крамольное утверждение, моя полумечта: если бы вдруг все
женщины научились пользоваться своей мощнейшей энергией (спрятанной,
кстати, в бедрах), а мир мужчин перестал бы бояться этого, вся жизнь
общества могла бы измениться коренным образом. К сожалению, пока что это
нам не грозит…
Можете дать несколько практических советов?
Да, кое-что из комплекса бытовой хореографии и несколько упражнений для утренней гимнастики.
О
самом важном - бедрах. Поверьте мужчине и хореографу: большинство
женщин двигаются не только некрасиво, но и глубоко неправильно - бедра
подавляющего большинства дам отставлены назад. Это - очевидный сигнал
неуверенности в себе и, как следствие - весьма вероятной сексуальной
несостоятельности. Женщина, идущая в мир «бедрами вперед», выделяется из
любой толпы. В ней хорошо чувствуется особая энергия. Вы когда-нибудь
обращали внимание на то, как ходят цыганки? Они «висят» на бедрах. А их
манера поворачиваться на зов? Первыми в движение приходят бедра, как
самая сильная и самая умная часть женщины. Затем движутся плечи и в
последнюю очередь - голова. В это время бедра уже полностью разобрались в
ситуации, все обдумали и приняли решение. Трудно представить себе
слабую, обманутую, разочарованную цыганку, не так ли? Это потому что она
знает, каким местом должна думать и чувствовать женщина! Очень
рекомендую обратить особое внимание на бедра: ваша жизнь может
решительно измениться, если вы просто измените манеру ходить и стоять.
Вторая
зона внимания: плечи. Дайте себе команду: опустить плечи вниз и
отметьте про себя, на сколько «длиннее стали» ваши руки. Поднятые «к
ушам» плечи - это просто позор! К сожалению, свойственный 90% людей…
Хотя бы ради эксперимента, однажды по дороге на работу пройдитесь по
улице «бедрами вперед», с опущенными вниз плечами. Сосчитайте
пристальные взгляды в вашу сторону и отметьте изменение своего
внутреннего состояния. Невероятная энергетическая наполненность,
психологическое равновесие, ясность мысли.
Третье: руки. Красота
жеста определяется невесомостью взлета-падения руки, которое должно
начинаться с едва заметного кругового движения плеча. Для этого нужно
найти и оживить в себе атрофированное крыло птицы - мышцы лопатки. Мы
крайне редко пользуемся ими, отсюда - и «топорность» движения руки,
поданной для поцелуя…
Интервью Ларисы Воробьевой
Источник: a7-reader.ru