Крамниця виконання бажань

сайт для жінок та дівчат

Речь как способ овладеть миром

Мало кто задумывается о том, чем в настоящее время является речь. Большинство считает, что это всего лишь средство коммуникации, форма вербального общения; кто-то полагает, что речь является оттиском, прямым отображением культурного слоя каждого индивидуума… Возможны ещё несколько вариантов ответов. Скорее всего, среди них не будет самого главного, того, что лежит практически на поверхности: речь – это орудие воздействия; оружие, мощнейшее на данный момент.

Не даром средства массовой информации называют «четвёртой властью» (имея в виду три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную). Четвёртая власть зиждется исключительно на силе слова, причём действенность слова звучащего во много раз превосходит силу слова печатного. В чём секрет?

В первую очередь в том, что непосвящённые не догадываются о психологическом восприятии слухом таких факторов, как звучность, тембр, высота, темп и артикуляция. Человек, владеющий техникой сочетания в нужный момент в нужных пропорциях всех этих факторов – без преувеличения владеет миром.

Не очень люблю в качестве иллюстрации приводить примеры из своей скромной биографии, но – уж не обессудьте – случай больно показательный. Подходит ко мне как-то наш режиссёр Соня (я тогда на ТВЦ делала авторскую программу «Я люблю ГИБДД»), и говорит: «Натуль, ты ведь голосом в совершенстве владеешь!». «Сонь, - отвечаю, - ближе к делу, ставь задачу!». «У меня сосед мечтает водителем устроиться в терминал!». «Соня, какой терминал, я здесь при чём?!». «Натуль, все знают, что ты голосом с человеком всё, что угодно сделать можешь! Вот тебе телефон директора терминала – будь другом, устрой мужика!». В общем, через 5 минут разговора абсолютно незнакомый мне директор совершенно неведомого мне терминала с радостью согласился принять на работу некоего соседа моего режиссёра.

Если бы я сейчас приводила наш диалог в письменном виде – ни один нормальный человек не понял бы, почему абсолютно вменяемый руководитель согласился принять на работу совершенно незнакомого ему человека, руководствуясь только устной телефонной рекомендацией какой-то телеведущей канала ТВЦ (опять же, с её слов)! Поэтому не буду тратить ваше драгоценное время.

Всё дело в том, что в той памятной беседе мной были задействованы все те факторы, о которых говорилось выше. Чтобы было хоть немного понятно, о чём речь, открою несколько профессиональных секретов.

Первое: звучность. Звучность – не только громкость. На стене покойного Артура Куднера, специалиста по коммерческой рекламе, висело оправленное в рамку одно высказывание. Его автор – чемпион конкурса пастухов 1956 г. по зазыванию свиней с дальних расстояний. Оно гласило: «В твоём голосе должна быть не только сила, но и призыв. Ты убеждаешь свиней, что у тебя для них кое-что припасено».

Речь хороша в зависимости от разнообразных приёмов выразительного подчёркивания. Выразительность (в данном случае – звучность) в пределах одного слова называется ударением. Благодаря ударению можно иногда отличить одно понятие от другого (мУка-мукА, зАмок-замОк). Звучность так же отмечает важность того или иного слова в предложении. Сравните: «Я согласен с тобой» или «Я согласен с тобой». Классика – «казнить нельзя помиловать». Жизнь человека зависит от того, какое слово будет произнесено более звучно. Степень выразительности, кроме того, зависит от внутренней энергетики говорящего. Сравните фразу «Я согласен с тобой» в случаях, когда она произносится равнодушно или, наоборот, с убеждением.

Что является психологической основой полноты звука? Это уверенность в себе и подъём, представляющие неотъемлемое условие хорошей во всех отношениях речи. Голос – второстепенный механизм. В нём не будет мощного, выразительного тона, если вы не уверены в себе и сидите (или стоите) ни жив ни мёртв, задыхаясь от волнения. Если вам не приходилось взять слово, чувствуя избыток подъёма и хорошо вооружившись интересными фактами, попробуйте! Результат – полное и послушное звучание голоса.

Какова физическая основа звучности? Правильное дыхание.

Наиболее частые причины несдержанного дыхания – страх, нервозность, застенчивость, причём все они находятся в тесной взаимосвязи. Вспомните, как часто вы дышите, когда нервничаете. Но в то время, как быстрые вдохи не очень нарушают течение речи, быстрые выдохи делают её почти невозможной. Для наилучшего звучания необходимо, чтобы голосовые связки были тесно сомкнуты и почти закрывали дыхательное горло. Быстрое же выдыхание оставляет их широко открытыми. Против несдержанного дыхания имеется одно средство – обдуманная, спокойная, уверенная манера держать себя. Если вам мешают нервозность, застенчивость и недостаточность дыхания, необходимо практиковаться в глубоком, замедленном дыхании во время работы над речью. Кроме того, существует специальная дыхательная гимнастика, но об этим, опять же, в письменном виде рассказывать долго и сложно.

Итак, второй фактор – темп. В понятия темпа входят: 1) быстрота речи в целом, 2) длительность звучания отдельных слов, 3) интервалы и длительность пауз.

1) Быстрота речи.

Скорость речи разнообразна в зависимости от индивидуальных особенностей самого ведущего и характера содержания речи. Как правило, чем важнее содержание, тем более сдержана речь, исключение составляет быстрая речь в напряжённых или связанных с душевным волнением положениях. Никто не скажет «Ваш дом горит!» медленно, если говорит об этом всерьёз.

Торопливость речи, вызываемая робость, застенчивостью, - один из наиболее распространённых и серьёзных недостатков. Слишком быстрая речь как следствие полного безразличия оратора к аудитории ещё менее извинительна. В этом случае единственная цель говорящего - как-нибудь отделаться.

Возбуждённая речь часто бывает обусловлена похвальным рвением и увлечением выступающего. Но говорящий должен понять, что выразительность и скорость речи – разные вещи. Необходимо дать слушателю время вникнуть в наиболее содержательные мысли.

Вялая речь – порок флегматиков и ленивых людей. Они не задумываются над тем, сколько времени они раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они не могут себе представить, что слушатель уже теряет способность следить за ними, прежде чем они доберутся до конца фразы.

Неуверенная, вымученная речь характерна для людей, не имеющих ясного представления, что говорить дальше. Начинается пустословие, сверхпредельное замедление темпа, заполнение речи бесконечными «э-э-э» «и-и-и», «м-да-а-а», - или, наконец, выбившись из сил, такой оратор замолкает в ожидании, когда придут нужные слова. Без комментариев.

2) Длительность звучания.

«Ночь напролёт» - какое более длинное слово? В печати – напролёт, в речи – ночь. Слог не является определённой единицей времени. Слоги и слова, подобно аккордеону, можно растягивать и сжимать. Их гибкость зависит от их значения и выражаемых ими чувств. Насколько различны значения простого «О!» при разной длительности его произнесения.

Длительность слогов, представляющих звуковые единицы, разнообразна, как звучность голоса, в зависимости от ударений и выразительности. Сравните длительность ударного и безударных слогов в слове «наролёт».

Нервные, порывистые, не допускающие инакомыслия и возражений ведущие для наиболее выразительного звучания чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания. (Глеб Пьяных, «Программа «Максимум»»). Впечатление неблагоприятное, речь приобретает монотонный характер – само звучание становится нечистым и далеко не таким приятным, как в певучей речи. Произнесите следующую фразу, выразительно выделяя основные слова сначала путём форсирования звука, а затем переходя к незначительному затягиванию:

Сколько пережитого за длинный год жизни можно уместить в один – единственный час?

Длительность звучания отражает не только относительное значение слов в фразе, но и глубину переживания. Произнесите следующие предложения сначала просто как фактические замечания, затем с глубоким чувством:

Здесь небо такого синего цвета, какого я никогда не видал.

Дождь только досаждал, но дождь со снегом просто был невыносим
.

Продолжительность звучания отражает и некоторые смысловые оттенки. Указание на неторопливое движение или на большой охват времени и пространства требует протяжного звучания:

Медленно, нога за ногу, вразвалку.

Широкое и глубокое, как океан.

Бесконечное путешествие
.

Многие ведущие выговаривают свыше тысячи лет, как будто речь идёт о двух днях, или – широкие, бескрайние равнины, как если бы говорилось о пространстве одного квартала.

Выделяются только несущие основную смысловую нагрузку слова. Как ни выразительно фраза «Это самое худшее, что вы могли бы сделать!» - акцентируются только самое худшее, а остальное должно быть сказано легко и быстро. Невыделяемые слова ни коим образом не должны подчёркиваться.

3) Пауза.

Пауза – одно из наиболее мощных способов воздействия на слушателя. Она облегчает дыхание. Даёт возможность сообразить (и дать сообразить слушателю), к какой мысли переходим далее. Она позволяет важным сообщениям глубже запасть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным пунктом в речи и после – один из способов наиболее ярко подчеркнуть его. Наконец, самый ритм речи во многом зависит от интервалов и длительности пауз. У профессиональных ораторов есть термин: «Дорого продать информацию». Это означает – правильно подойти к паузе, «повесить» её и держать, нагнетая интерес и нетерпение слушателей. Вообще о том, как и где делаются соединительные и разделительные паузы – это целый раздел дисциплины, называемой «логикой речи» - один из самых мною любимых, так как открывает понимание огромного количества тайн и секретов речи как оружия.

И, наконец, высота. Существуют ещё такие факторы, как тембр и артикуляция, но я обещала рассказать только о нескольких факторах – опять же, только о тех, о которых можно рассказать в письменном виде; тембр и артикуляция к таковым не относятся, хотя без них оружие наше точно в цель бить не сможет, в речи важно взаимодействие всех пяти составляющих.

Вы никогда не обращали внимания на то, что какой-то ведущий вас завораживает, а какой-то, не взирая на более высокий интеллект и профессиональные качества – раздражает? Какой-то психолог является откровенным шарлатаном, но крайне востребованным практикующим специалистом, а его коллега – звезда мирового уровня, автор огромного количества печатных(!) работ – абсолютно не пользуется популярностью у жаждущих получить психологическую помощь.

Секрет, вероятно, кроется в том, что во втором случае люди не догадываются о существовании такого профессионального термина, как «дистанция доверия» - понятия, зависящего, в основном, от высоты звучания!

Дело в том, что весь наш диапазон делится на три регистра – верхний, средний и нижний. Так вот, каждый из них отвечает, оказывается, за определённый спектр чувств и эмоций! Верхний – за яркие, но неглубокие эмоции: радость от встречи, лёгкое сомнение, ирония, мгновенный испуг и т. п. К тому же «на верхах» мы звучим тогда, когда надо докричаться на далёкие расстояния (Ау-у!). Слухом этот регистр так и воспринимается – как яркие, но несерьёзные речевые краски. Поэтому долгое, да ещё монотонное звучание в верхнем регистре начинает резать слух – возникает ощущение, что собеседник долго выговаривает что-то несерьёзное и незначительное кому-то, находящемуся далеко за вашей спиной.

Средний регистр – основной информационный, на котором и выстраивается эта «дистанция доверия». Кто бы только знал, как кропотливо нужно это сделать, чтобы она сработала! Но, при точном попадании, работает она безукоризненно – собеседник ваш и никуда от вас не денется. Важно помнить, что при голосовой работе в этом регистре обязательно, в качестве речевых красок, нужно задействовать и оба соседних регистра.

О ярком верхнем мы уже говорили, а вот нижний… Он отвечает за самые мощные и глубокие чувства: любовь, ненависть, страсть, нежность… Ухом он воспринимается, как очень интимный, личностный, поэтому для выстраивания «дистанции доверия» он просто незаменим – что бы вы ни говорили «на низах» - всё будет воспринято, как откровение.

…К сожалению, говорить о технике речи я могу бесконечно, а вот на письме невозможно выразить всю ту сочную звуковую палитру; всё завораживающее властное звучание, накрепко удерживающее слушателя; всю насыщенную колористику, которую приобретает правильно поставленный голос. К тому же важно осознавать, что анатомия речевого аппарата практически у всех одинаковая, нужно только научиться им владеть – и тогда ты владеешь миром!

 

диктор Центрального телевидения - Наталья Козелкова
Додала Lavika Дата 24.11.2024 в 20:33 Перегляди 716 Комментарi 0

Коментарі: 0

Додати Ваш коментар

Тільки зареєстровані користувачі можуть залишати коментарі
[ Реєстрація | Login ]