В дзен-буддизме есть такая
мудрость: мягкое и гибкое - живое, а твердое и непоколебимое - мертвое.
Это значит, что пока человек изменяется, развивается, проходит
определенные жизненные уроки - он живет, когда же (если) человек
останавливается в своем развитии, считая свою точку зрения единственно
верной, он умирает как разумная единица.
Вероятно,
в силу своего характера я сторонюсь максималистов и никогда не вступаю с
ними в споры, так как они изначально бессмысленны ввиду того, что я
никогда не считаю свои истины ни для кого абсолютными. Максималисты же
считают, что только крайние и ввиду этого бескомпромиссные взгляды имеют
право на жизнь. Это очень серьезное архитипичное заблуждение, которое
на генетическом уровне перешло через наших бабушек и прабабушек из
суровых советских времен, когда не допускалось никакого инакомыслия.
Опасность
этого образа мыслей состоит не только в том, что подобные рассуждения
могут быть опасны или во всяком случае очень назойливы для окружающих
(вроде абсолютно недостойных культурного человека антисемитских,
националистских и радикально-политических настроений), но и опасны
прежде всего для самих носителей таких крайних идей, а в особенности для
женщин, от которых абсолютно дико слышать глубоко принципиальные и
страстные речи, например, о том, что им, дескать, мешают приезжие,
перевелись нормальные мужчины, не выйду замуж, пока не появится молодой
человек с домом на Рублевке и т.д.
Опасность максимализма и
всегда меня забавлявшей принципиальности заключается в том, что человек,
имеющий такие взгляды, во-первых, не отрефлексировал их самостоятельно,
а принял на веру без апробации и поэтому стал заложником весьма жестких
ограничивающих мыслеформ, а во-вторых, вместо того, чтобы направлять
свои силы на визуализацию замечательного будущего, он вынужден тратить
огромное количество энергии на отстаивания своих весьма уязвимых позиций
(так как любые крайние взгляды очень уязвимы и реальное не выдерживают
разумной критики).
Кроме того, максимализм и непримиримость
очень мешает в построении гармоничных отношений. В подавляющем
большинстве такие люди категорически не умеют извиняться, и что того
хуже, всегда считают себя правыми, а просить прощения считают
унизительным. Для меня всегда было легко просить прощения искренне, так
как в любом конфликте я буду думать о том, что я сделала не так, почему
допустила такую ситуацию. При этом чувство, которое я испытываю в такие
моменты не имеет ничего общего с чувством вины. Я просто анализирую
ситуацию и свое поведение в ней.
Я не вижу ничего зазорного в
изменении своего мнения со временем, я не дорожу отжившими и
неактуальными взглядами, даже если раньше они казались мне верными.
Каждый из нас проходит свой Путь, и нельзя в конце Пути быть такими же,
как вначале. Умение Видеть ситуацию вне поля своих сформированных
суждений, способность отказаться от преувеличенного чувства собственной
важности, уйти от навязанных штампов и научиться Смотреть и Видеть
Сердцем - это важнейшие навыки жизни в этом мире.
Я желаю всем
своим читателям не бояться ошибаться, искать свой Путь Любви, не
зацикливаться на собственных тормозящих принципах и привычках, а смело
смотреть вперед, признавать свои ошибки, не стесняться просить прощения,
так как когда Вы искренне и осознанно извиняетесь, Вы поднимаетесь выше
на одну нравственную ступень.